Грузоперевозки речным транспортом

Перевозка грузов речным транспортом

Развитие речных перевозок грузов на территории России определяется крупнейшей в мире сетью взаимосвязанных водных путей. Не забывайте о суровых климатических условиях. В некоторые регионы можно добраться как по воздуху, так и по морю.

Статистика

По объему грузоперевозок по рекам и озерам водный транспорт сложно конкурировать с автомобильным и железнодорожным транспортом. Но специфика груза, его относительная дешевизна, делают удельную долю этих перемещений практически постоянной.

Среди этих грузов в России выделяются перевозки сыпучих грузов: зерна, песка и сборных грузов для доставки в труднодоступные места. Речная доставка также выступает в качестве элемента мультимодальных перевозок.

Развитая инфраструктура речного судоходства включает 130 портов на реках и озерах, а протяженность маршрутов превышает 100 тыс. Км.

Но пока увеличения массы перевезенных товаров не наблюдается. На фоне общего снижения грузопотока после 2014 г доля грузов, перемещаемых по внутренним водным путям, также немного пострадала, что видно из данных таблицы (по сравнению с другими видами).

Таблица 1. Объем грузовых перевозок за последние пять лет, млн тонн.

Вид транспорта Перевозка грузов, млн тонн в год
2013 2014 г 2015 г 2016 г 2017 г
Внутренняя вода 135 119 121 118 110,4
Дорожный транспорт 5635 5417 5041 5138 5400
На поезде 1381 1375 1329 1325 1367
Трубопровод 1095 1078 1071 1088 1140
Общий 8264 8006 7582 7695 7980

Несмотря на всю свою привлекательность, в стране допущено снижение объемов движения товаров и товаров, что оставляет перспективы для развития сегмента в целом. В современном сегменте доля водного транспорта упала до менее 2%, всего до 1,38 %.

Водный транспорт еще менее важен, если учесть перемещение объема грузов, выраженное в тонно-километрах (на диаграмме). Показатель грузопотока в тонно-километрах (с 2016 г):

Перевозка грузов речным транспортом

Показатель на уровне 1% (около 67 тонно-километров) вполне объясним, учитывая невысокую грузоподъемность речных барж и судов, а также ограниченное движение грузов.

Наибольшую долю в перевозках грузов по реке демонстрируют следующие сети водных путей страны:

  1. Западно-Сибирская сеть.
  2. Волго-Камский бассейн.
  3. Северо-Западный регион.

Несмотря на в целом оптимистичные цифры, аналитики отмечают сокращение ассортимента поставляемых товаров. В некоторых регионах грузовые перевозки свелись к банальной перевозке песка.

Виды

Практика водного транспорта предусматривает использование лодок только для передвижения по внутренним водным путям, а также для захода с морской акватории в русло реки — смешанного типа.

Национальные грузопотоки также включают различные виды транспорта с учетом географии доставки и типа используемого транспорта.

Выделяют следующие основные виды:

  1. Внутренние водные пути. Осуществляется в рамках одной судоходной компании.
  2. Прямая обработка грузов для внутренних вод. Осуществляется между двумя и более судоходными компаниями, даже с привлечением судоходных компаний из стран СНГ.
  3. Прямое водное сообщение. Он предполагает участие речного и морского транспорта внутри страны.
  4. Прямое смешанное движение товаров. Он организован по принципу мультимодальности с использованием смежных видов транспорта.

Разнообразие речного транспорта увеличивается еще больше, если учесть размер груза, тип перевозимых ценностей.

Средства

Полная классификация невозможна без представления всего разнообразия транспортных средств.

В сегменте речного судоходства:

  1. Сухогруз или сухогруз. Судно, предназначенное для перевозки сыпучих грузов: песка, зерна, руды. Легко узнаваем по наличию сливных люков.
  2. Танкисты. Предназначен для перевозки не только сыпучих полезных ископаемых — нефтепродуктов, сжиженного газа, но и жидких растительных материалов — масел.
  3. Ролики. Суда для перевозки самозагружающихся мобильных грузов — автомобилей, вагонов. Сюда также входит транспортировка крупных грузов, например промышленного оборудования.
  4. Контейнеровозы. Предназначен для размещения и доставки товаров, упакованных в тару и не требующих сложных погрузочно-разгрузочных операций.

Эти и некоторые другие типы судов, помимо цели размещения багажа или пассажиров, имеют классификацию, направленную на допуск к движению в различных условиях. Некоторая информация представлена ​​в таблице.

Таблица 2. Классы речных судов.

Обозначение класса Разрешение на плавание Высота (ширина) волны, м Дополнительная информация
 М Любые условия  3 (40) Герметичные люки и двери
 Ой Акватория его уровня  2 (20) допускается установка окон
 Р Купание по рекам  1,25 (12) Отсутствие иллюминаторов
 L С учетом осадки 1,25 м Нет данных Мелководные реки
МСП Смешанные воды  3.5 Оснащен навигационным оборудованием
OL (дополнительный символ) Вниз по побережью  dO (2), М (2,5)  —

Наряду с большими судами нельзя забывать о «доках»: буксирах, устричных судах и пассажирском транспорте. В отдельную категорию войдут баржи, предназначенные для передвижения в поезде с трактором.

Правовое регулирование внутренних и международных рейсов

Основным стратегическим документом развития речного судоходства является Постановление Правительства (29 февраля 2016 г., № 326-р) «Стратегия… до 2030 года».

Но документы, регулирующие фрахт, действуют давно. Это включает:

  1. Кодекс внутреннего водного транспорта (федеральный закон). Последнее изменение 29/12/1017.
  2. Правила водного транспорта (Постановление Правительства № 72 от 06.02.03.).
  3. Российский речной регистр (Многотомные правила).

Кроме того, при организации речного судоходства используются сопутствующие нормативные документы, такие как Административный кодекс, Правила перевозки опасных грузов. Также не забудьте о документе, спонсируемом ООН — «Европейские правила судоходства», переизданном в 2007 году.

Правила доставки

В организации перевозки по номенклатуре товаров выделяют несколько групп, на которые распространяются Правила и другие нормативные документы:

  • требования к автомобилю;
  • требования к самому продукту, включая упаковку, поддержку;
  • адекватная квалификация персонала.
  • Все позиции направлены на обеспечение безопасности транспорта, соблюдение сроков доставки заказа.

    Среди основных требований к кораблям:

  • проверка работоспособности корабля и допуск к работе на маршруте — проводится до начала погрузки;
  • уборка на судне — уборка всех помещений, включая рабочие и подсобные помещения, проводится заранее;
  • проверить условия площадок для хранения груза, его крепления и при транспортировке опасных грузов — в том числе обозначение, с учетом требований.
  • Среди основных требований к размещению товаров:

  • сохранение местной и общей остойчивости, целостности корабля;
  • средства крепления должны быть в порядке и в наличии в достаточном количестве;
  • в процессе погрузки, транспортировки, разгрузки контролируется позиционирование и устойчивость груза;
  • при размещении товара учитывается допустимая близость (совместимость) с учетом класса груза.
  • В большинстве случаев груз может сопровождать судовой персонал. Однако, например, при транспортировке животных требуется постоянное руководство для наблюдения за состоянием перевозимого объекта.

    Квалификация бортпроводников должна соответствовать выполняемой работе. Наличие разрешенных документов должно быть проверено заказчиком в первую очередь для выполнения работ.

    Документы

    Правильное оформление материальных товаров перед отправкой речным транспортом не менее важно, чем размещение на судне.

    На начальном этапе составляется договор, который формализует отношения между:

  • клиент;
  • транспортная компания;
  • при необходимости — получателем.
  • Основные темы соглашения:

    1. Прямая загрузка: название, количество, транспортная информация.
    2. Обязанности сторон: погрузка, транспортировка, разгрузка.
    3. Пункты отправления и разгрузки и, при необходимости, хранение товаров.
    4. Сроки доставки, порядок приемки материальных ценностей.
    5. Условия выполнения договорных обязательств и нарушение сроков оказания услуг.

    Основным транспортным документом является накладная.

    В зависимости от маршрута и способа организации доставки груза различают несколько видов этих документов:

  • ГУ-1 — для перевозки сухогрузов в прямом внутреннем сообщении;
  • ГУ-2 для контейнерных перевозок;
  • ГУ-3 транспортировка наливной нефти;
  • ГУ-7 (7а) — для перевозки грузов водным и железнодорожным транспортом или только водным транспортом в прямом смешанном сообщении.
  • Для регистрации всех действий по маршруту с грузом составляется дорожный бюллетень. Документ имеет внутреннюю, командировочную и финансовую часть, в которую заносится необходимая информация из счета-фактуры.

    Вот примерный пакет документов на перевозку речных грузов.

    Речные перевозки грузов по Волге

    Востребованность речного транспорта по Волге связана с широкой географией поставок. При необходимости можно будет связать Усть-Лугу с Таганрогом или Астраханью. Все крупные компании по перевозке грузов в России присоединяются к Волжскому маршруту.

    Речной транспорт по Волге связывает 7 республик и более 15 промышленных регионов России — протяженностью более 6,8 тыс. Км. Это стало возможным благодаря искусственным и естественным переходам Волги с другими водными системами.

    Перевозка грузов речным транспортом

    В кольцо соединены моря: Балтийское, Черное и Азовское, Белое, Каспийское. Это позволяет перемещать самые разные товары по невысокой цене. Например, в 2017 году только судами пароходства Волжское пароходство перевезено более 6,5 млн тонн грузов.

    Специфика транспорта в водной системе Волги связана со следующими особенностями:

    1. Подключение к речным сетям: Волга, Ока, Москва-река.
    2. Наличие крупных акведуков: Рыбинск, Ярославль, Калуга, Москва, Кострома.
    3. Использование перевалочных баз и портов: Ярославль, Кострома, Коломна, Серпухов.

    С помощью судоходных мощностей бассейна Волги перевозятся:

  • 8/10 древесины для центрального региона;
  • соль 8/10 (Баскунчака);
  • сельскохозяйственные культуры Волги;
  • уголь и цемент для строительства и тяжелой промышленности.
  • Компании

    Выбирая перевозчика для доставки грузов речным транспортом, всегда следует опираться на компанию, имеющую действующую лицензию.

    Обычно такие организации предлагают комплексные услуги, от документации до разработки и координации.
    Наиболее важные организации на рынке представлены в таблице.

    Таблица 3. Транспортные компании речного транспорта России.

     Название компании Мероприятия Флот кораблей Корпоративный офис
    Волга-ОАО Флот
  • грузовой транспорт;
  • транспортировка нефти;
  • туризм.
  • более 200 нижний Новгород
    ТК «Волга транс»
  • грузовой транспорт;
  • перевозка опасных грузов;
  • рефрижераторный транспорт.
  • нет информации  г. Москва
    ООО «Волго-Балтийская Транспортная Компания
  • грузовой транспорт;
  • речной транспорт в Крыму;
  • услуги морского брокера.
  • 7 типов санкт-Петербург
    «Карго» топливно-энергетический комплекс
  • грузовой транспорт;
  • мультимодальные перевозки.
  • нет информации волгоград, филиал в Волгоградской области
    ТК «Регион» грузовые перевозки в 14 крупных портов Красноярского края (в том числе Игарка, Тура). 10 видов транспорта красноярск
    ООО ТЭК «ДВТК ШИППИНГ»
  • грузовой транспорт;
  • паромная переправа.
  • нет информации хабаровск

    Выбирая компанию по перевозке материальных ценностей, необходимо обращать внимание на наличие собственного флота судов, действующих договоров с перевозчиками. Постоянный представитель рынка речного транспорта готов предложить предварительные цены на услуги на своем информационном ресурсе.

    Например, многие ООО «Речные перевозки» в разных городах имеют только юридический адрес и не предоставляют достаточно информации о своем бизнесе.

    Тарифы на доставку грузов по воде

    Стоимость грузовых перевозок речным транспортом формируется с учетом следующих характеристик:

  • расстояние между точками погрузки и разгрузки;
  • характеристики нагрузки;
  • период года.
  • Сегодня большинство предприятий размещают заказы по предварительному запросу клиента. В среднем ориентировочная стоимость доставки признается от 60 до 100 рублей за доставку 1 кг в зависимости от региона.

    Преимущества и недостатки

    Среди положительных особенностей грузовых перевозок речным флотом следует отметить:

  • относительно невысокая стоимость доставки;
  • широкие возможности в выборе транспорта для различных грузов;
  • возможность программирования и выбора между морской и речной доставкой.
  • К недостаткам можно отнести:

    1. Низкая скорость доставки. Исключение составляет то, что для некоторых регионов альтернативы речному транспорту нет.
    2. Основные требования безопасности и бережного отношения к окружающей среде. Нарушение правил перевозки грузов повлечет за собой не только суровые штрафы для перевозчика, но и серьезные экологические последствия.
    3. Ограничение времени навигации. В некоторых регионах срок доставки не превышает 120 дней в году.

    Таким образом, возможности речного судоходства в России еще не открыты. С развитием экономических связей доставка грузов по реке сможет значительно расширить географию поставок, а также повысить эффективность своего бизнеса.

    Видео: Низкий уровень воды не повлиял на речные перевозки «Северстали».

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Помощь на дорогах, автоюрист, статьи по штрафам и ДТП
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: