По статистике, в прошлом году почти 69% всех грузов, перевезенных из Казахстана в Россию, было доставлено по железной дороге.
Это связано с большим удобством для грузоотправителей, связанным с рядом преимуществ, присущих этому типу сообщений.
Популярные маршруты и направления
Железнодорожный транспорт в Казахстане — один из самых популярных способов перевозки грузов и пассажиров. Большое количество разветвленных маршрутов, оставшихся в стране со времен существования СССР, позволяет добраться поездом практически в любую точку государства.
Рост спроса на это сообщение также обусловлен:
Потоки товаров идут из разных стран:
- Узбекистан.
- Туркменистан.
- Таджикистан.
- Китай.
Исходя из этого, можно обозначить несколько популярных направлений транзита через Казахстан:
- Таджикистан — Москва через следующие города Казахстана:
- Кызылорда;
- Аральск;
- Актобе.
- Душанбе — Москва, проходя через Узбекистан и юго-восточную часть страны:
- Кульсарио;
- Атырау.
- Бишкек — Москва с остановкой в Шымкенте, затем в Кызылорде и по маршруту Ташкентского поезда в Россию.
- Прямого железнодорожного сообщения между Россией и Ашхабадом нет, но поезда, следующие в этом направлении, все еще въезжают в Казахстан.
- Грузы из Китая могут быть отправлены по северному маршруту через Дальний Восток или Монголию, оттуда в Сибирь или напрямую через озеро Балхаш в Астану и на Транссибирскую магистраль в Петропавловске.
Документы для таможенного оформления
Россия и Казахстан являются членами ЕАЭС, что позволяет говорить об устранении ненужных бюрократических процедур при пересечении границ между государствами. Новый законодательный акт, подписанный 11.04.2017 в Москве в связи с данной ситуацией, вступил в силу с 01.01.2018.
Он называется Договором о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза. Он содержит ключевые пункты правил перевозки грузов из России в Казахстан и наоборот.
Из его содержания очевидно, что единая таможенная территория таможенного союза простирается вдоль внешних границ государств-членов ЕАЭС:
- Армения.
- Россия.
- Казахстан.
- Беларусь.
- Кыргызстан.
Ключевыми условиями для каждого члена ЕАЭС являются следующие задачи:
- Создание единого таможенного пространства, расширенного в границах стран-участниц.
- Использование режимов, не допускающих тарифных и нетарифных ограничений во взаимных экономических отношениях, за исключением случаев, оговоренных отдельно от них и утвержденных на законодательном уровне.
- Полная отмена таможенного контроля на внутренних границах.
- Применение однотипного механизма регулирования экономических и коммерческих отношений, основанного на принципах универсального рыночного экономического законодательства.
Таким образом, границы таможенной территории указаны на представленной карте:
Согласно этому, товары, перемещаемые на внутренней территории, могут перемещаться без дальнейшего таможенного оформления при наличии стандартных документов, необходимых для перевозки внутри страны:
- CMR накладная (единственное отличие).
- Билл.
- Сертификаты и другие документы, подтверждающие происхождение и легализацию товара.
Список компаний
Как уже было сказано выше, данное направление достаточно востребовано, что позволяет говорить о большом списке логистических компаний, предоставляющих комплекс аналогичных услуг.
Такие предприятия присутствуют, как с российской, так и с казахстанской стороны, поэтому ниже представлены одни из самых успешных в каждой из стран:
- Транслайн, первая транспортно-логистическая компания в Казахстане, является лидером в сегменте местного рынка. Опыт международных перевозок грузов, накопленный более 16 лет, позволяет нам утверждать грамотную организацию и многоуровневый контроль качества обработки грузов.
- РЖД — крупнейший перевозчик с российской стороны. Впечатляющая репутация и широкий спектр дополнительных услуг, в том числе:
- транспортно-логистическая помощь;
- хранение на складе терминала;
- доставка сборных контейнеров;
- перевозка негабаритных и тяжеловесных грузов;
- подача подвижного состава (трактор или отдельная тележка) и др.
- Своеобразным аналогом российских железных дорог в Казахстане является АО «КТЖ — Грузовые перевозки», имеющее сеть налаженных линий связи, локомотивных депо и складских помещений, предназначенных для оказания комплексных качественных услуг населению.
- «Авив-Транс» — динамично развивающаяся компания, специализирующаяся на всех видах транспортного сообщения, в том числе железнодорожном. Транспортная логистика предприятия простирается далеко за пределы России, поэтому транспортировка грузов в Казахстан и обратно считается его специалистами вполне стандартной ситуацией.
- Транспортная компания «НурТранс Казахстан» работает с 2010 года. Однако за короткий период своего существования она зарекомендовала себя как специализированная компания международного масштаба, способная предоставлять своим клиентам широкий спектр услуг и различные тарифы ставки.
- ТК «Авангард Логистикс» — компания, базирующаяся в Санкт-Петербурге и в большей степени специализирующаяся на железнодорожных перевозках крупногабаритных грузов по территории России, стран-участниц ЕЭП и других стран СНГ.
Все это выгодно отличает РЖД от конкурентов.
Сроки доставки
Правила исчисления сроков поставки товаров в рамках договора или запроса сторон, утвержденные Приказом МПС от п. 27 от 18.06.2003..
Согласно пункту 2 документа отсчет времени начинается в 00:00 следующего дня после дня, указанного в железнодорожной накладной и дорожной карте. Время рассчитывается на основе расстояния между начальной точкой и конечной точкой.
Всего здесь есть несколько точек, которые предусматривают разные ситуации:
- Таблица 1. Нормативная скорость перевозки поезда вагонов, контейнеров и мелких грузов.
Доставка на машине Контейнерные перевозки и мелкие поставки Расстояние доставки, км Норма суточного проезда, км Расстояние доставки, км Норма суточного проезда, км до 199 110 до 599 75 от 200 до 599 160 от 600 до 999 100 от 600 до 999 240 с 1000 по 1999 г 140 с 1000 по 1999 г 310 с 2000 по 2999 180 с 2000 по 2999 330 от 3000 до 4999 230 от 3000 до 4999 380 от 5000 до 6999 270 от 5000 до 6999 400 от 7000 и выше 300 от 7000 и выше 420 — — - Таблица 2. Транспорт с быстрыми поездами.
Расстояние доставки, км Норма суточного проезда по видам перевозки, км вагон крупнотоннажные рефрижераторные контейнеры, кроме перевозимых трейлерами с платформ без отключения тяги в пути универсальные контейнеры и мелкие поставки крупнотоннажные рефрижераторные контейнеры на прицепах-платформах без отключения тяги в пути до 199 140 110 90 140 от 200 до 599 210 160 120 210 от 600 до 999 310 250 180 310 с 1000 по 1999 г 400 320 250 400 с 2000 по 2999 430 340 270 430 от 3000 до 4999 480 380 300 480
Если рассматривать реальные вещи, доставка грузов из Москвы в Астану может занять несколько дней.
Количество дней определяется согласно транспортной классификации:
- Команда — 6-9 дней.
- Весь транспорт — 3-4 дня.
В среднем поезд путешествует между столицами штатов за 2–2,5 дня. Остальное время необходимо перевозчику для подготовки необходимой сопроводительной документации, груза и других необходимых действий в зависимости от каждой конкретной ситуации.
Как отследить онлайн
Современные технологии позволяют отправителю и получателю всегда быть в курсе местонахождения отправленного товара.
Большинство крупных логистических компаний предлагают своим клиентам эту возможность бесплатно, то есть бесплатно. Тем не менее, есть еще те, кто взимает дополнительную плату за это.
Таким образом, онлайн-поддержка обработки товаров может происходить в 2 идентичных друг другу сценариях:
- Первый — использовать специальный трек-код, выданный при заключении контракта.
- Второй предполагает ввод номера накладной на товар.
Процесс довольно прост и одинаков во всех компаниях, использующих этот вид услуг. Он состоит из следующего:
- Зайдите на сайт курьера, с которым был заключен договор (в данном случае случайная компания была взята из списка) и найдите в пункте меню пункт «Услуга», «Дополнительные опции» или что-то подобное.
- В открывшемся меню выберите «Отслеживание состояния загрузки», «Отслеживание загрузки» или что-то подобное.
- Затем система предложит вам ввести номер заявки, поступления или отгрузки. В других случаях вам может потребоваться ввести вышеупомянутый код отслеживания.
- После ввода уникального кода в открывшемся окне на экране отображается информация обо всех перемещениях запрашиваемого товара и примерное время прибытия в пункт назначения.
Эта процедура одинакова для всех сервисов, поэтому пользоваться ею довольно просто.
Цены жд перевозки из Казахстана в Россию
Большинство казахстанских и российских логистических компаний, имеющих собственные филиалы в стране, предлагают своим клиентам полный спектр услуг.
Он включает в себя следующее:
- Преждевременное согласование деталей, необходимых для доставки.
- Организация сделки, в том числе заключение договора между сторонами.
- Порядок страхования грузов в любой компании, выбранной на усмотрение заказчика.
- Доставка груза.
- Если того требует ситуация, доставка по точному адресу с помощью поставщиков мультимодальных услуг.
- Отпустите получателю.
Каждый из представленных этапов контракта может быть удален по соглашению сторон или заменен другим. Поэтому о конкретных ценах на курьерские услуги говорить не стоит.
Однако в целях приблизительного знания можно использовать информацию, взятую с веб-сайта одного из перевозчиков, относящуюся непосредственно к этапу перевозки, без добавления другой работы.
Таблица 3. Стоимость доставки товаров из Казахстана в Москву.
Отправная точка, Казахстан | 1,5 т | 3 т | 5 т | 10 т | 20 т |
Астана | 59361 | 79251 | 101,729 | 119329 | 139 318 |
Алматы | 96376 | 120 481 | 146,726 | 181 567 | 209 361 |
Шымкент | 75,231 | 99,276 | 119,859 | 146 594 | 170,124 |
Караганда | 69358 | 89 359 | 107 218 | 133,421 | 156 210 |
Павлодар | 75869 | 96138 | 110 850 | 140 571 | 163,238 |
Атырау | 40215 | 53 326 | 63 218 | 75 237 | 87 217 |
Актобе | 41 569 | 52695 | 61 783 | 75 021 | 88968 |
Костанай | 47 568 | 61 589 | 75821 | 96 210 | 107 258 |
Кызылорда | 69 586 | 79,025 | 90 325 | 107 566 | 120 781 |
Петропавловск | 55741 | 63,233 | 75219 | 99699 | 109 351 |
Кокшетау | 58694 | 76556 | 86970 | 113 025 | 129 328 |
Уральск | 35 023 | 39,999 | 45659 | 55850 | 64 328 |
Таблица 4. Стоимость доставки грузов из Казахстана в Санкт-Петербург.
Отправная точка, Казахстан | 1,5 т | 3 т | 5 т | 10 т | 20 т |
Астана | 79 365 | 100 362 | 129 568 | 157 023 | 175 279 |
Алматы | 109658 | 140 267 | 169,249 | 199 239 | 151,011 |
Шымкент | 96 568 | 120 328 | 146 578 | 183,241 | 205200 |
Караганда | 86,001 | 109 364 | 141 226 | 159 320 | 186698 |
Павлодар | 86,910 | 120752 | 138 238 | 156,243 | 158,309 |
Атырау | 55869 | 69327 | 86,039 | 108,235 | 117,241 |
Актобе | 56369 | 72,581 | 89320 | 109 391 | 121 088 |
Костанай | 65896 | 79330 | 95267 | 109,553 | 146 557 |
Кызылорда | 87 569 | 109 368 | 135 522 | 156 690 | 182036 |
Петропавловск | 66 983 | 79336 | 99863 | 106 596 | 118,019 |
Кокшетау | 78 036 | 87 027 | 111 446 | 128,560 | 133,421 |
Уральск | 45230 | 55880 | 69336 | 89298 | 99836 |
Таблица 5. Стоимость доставки груза из Казахстана в Краснодар.
Отправная точка, Казахстан | 1,5 т | 3 т | 5 т | 10 т | 20 т |
Астана | 65 986 | 96 236 | 107455 | 116,002 | 128695 |
Алматы | 85663 | 102,225 | 126356 | 145 278 | 159 266 |
Шымкент | 72 569 | 79632 | 96 023 | 102362 | 110 658 |
Караганда | 75963 | 89628 | 99 855 | 106 337 | 118,002 |
Павлодар | 75556 | 94 236 | 109 665 | 117334 | 130 568 |
Атырау | 36 563 | 29869 | 31891 | 43 112 | 48,007 |
Актобе | 390586 | 57396 | 68215 | 72,961 | 79663 |
Костанай | 59633 | 76352 | 95 227 | 108,224 | 121,040 |
Кызылорда | 60 235 | 78554 | 92 226 | 103 045 | 125334 |
Петропавловск | 58932 | 75884 | 91,223 | 102 556 | 124 544 |
Кокшетау | 62 114 | 75330 | 89,335 | 100 054 | 112 399 |
Уральск | 29886 | 35 066 | 43,365 | 52215 | 61 978 |
Таблица 6. Стоимость доставки груза из Казахстана в Новосибирск.
Отправная точка, Казахстан | 1,5 т | 3 т | 5 т | 10 т | 20 т |
Астана | 21557 | 28961 | 33 562 | 40,09 | 45884 |
Алматы | 35662 | 45124 | 54 856 | 65,235 | 76532 |
Шымкент | 45214 | 59659 | 71,032 | 85691 | 95485 |
Караганда | 22 584 | 25521 | 36 058 | 45,264 | 51301 |
Павлодар | 10,235 | 14598 | 18419 | 22 562 | 23691 |
Атырау | 58697 | 78 019 | 88 583 | 97,421 | 109 560 |
Актобе | 42 568 | 57 586 | 65 598 | 77,001 | 89698 |
Костанай | 25458 | 29691 | 35632 | 45820 | 52 091 |
Кызылорда | 39631 | 45810 | 56 397 | 66 583 | 78693 |
Петропавловск | 17 568 | 19 867 | 24536 | 27819 | 31,223 |
Кокшетау | 23352 | 26 577 | 31 587 | 31 098 | 38 448 |
Уральск | 52364 | 64873 | 75 083 | 86 597 | 98254 |
При этом следует учитывать, что предоставленная информация является тарифами перевозчика. Стоимость услуг в других компаниях может варьироваться в ту или иную сторону.
Преимущества и недостатки
Как и любой другой вид транспорта, у железной дороги есть свои достоинства и недостатки. Однако в пользу этого говорит процент льгот, перечень которых весьма значительный.
Недостаток здесь только один: невозможность воспользоваться услугой «от двери до двери.
В этом случае придется прибегать к использованию мультимодальных видов транспорта: курьерских служб или автомобильного транспорта.
Это, в свою очередь, требует больше усилий и времени, особенно если изделие большое и тяжелое. Соответственно вырастет и стоимость перевозки.
Их преимуществами железнодорожных транспортных услуг по доставке грузов из Казахстана в Россию и в обратном направлении являются следующие, наиболее существенные из которых:
- Скорость путешествия.
- Безопасность на дороге, где груз может быть поврежден в результате аварии, совершенной третьим лицом.
- Приемлемые ставки.
- Возможность обращения товаров разных классификаций и типов.
- Строгий график, снижающий вероятность задержки путешествия и прибытия в пункт назначения.
Выгодное географическое положение Казахстана между странами Юго-Восточной Азии и Россией, а также Европейским союзом, делает государство одним из немногих возможных вариантов транзитной территории, через которую проходят пути сообщения и экономические связи между двумя континентами.
Даже если Европа решит построить Новый Шелковый путь в обход Российской Федерации, это все равно затронет Республику Назарбаев.
Торгово-экономические отношения между двумя странами с каждым годом набирают обороты, аналогичная ситуация складывается и с товарами, проходящими транзитом через казахстанские железные дороги. Этим объясняется спрос на такой транспорт и его постоянный рост.