Женевская конвенция договора международной дорожной перевозки грузов (КДПГ)

Женевская конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (CMR)

В настоящее время существует ряд соглашений, регулирующих перевозки грузов между государствами. Одним из таких документов является Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (CMR), также известная как CMR, которую мы обсудим в этой статье.

Что такое КДПГ

Конвенция о договоре международной перевозки грузов была принята в мае 1956 г:

  • этот документ регулирует перевозки грузов между штатами автомобильным транспортом;
  • CMR применяется к любым перевозкам товаров между штатами;
  • возлагает на компанию, которая ее выполняет, ответственность за соблюдение всех деталей транспортного контракта;
  • устанавливает требования к накладной — сопроводительному документу, необходимому для передачи перевозимых товаров получателю;
  • регулирует ответственность сторон за несоблюдение договора.
  • Список государств участников

    Конвенцию CMR подписали 55 государств:

    1. Все европейские страны, кроме Лихтенштейна, Монако, Андорры, Сан-Марино и Ватикана.
    2. Все страны бывшего СССР.
    3. Часть стран Ближнего и Среднего Востока, например Иран и Сирия, помимо Монголии.
    4. Две африканские страны, Тунис и Марокко, также присоединились к этой конвенции с января 1994 года и февраля 1995 года соответственно.

    Дата принятия договора Советским Союзом — 2 сентября 1983 года. Российская Федерация, в свою очередь, не приостановила своего участия в этой конвенции.

    Область применения

    Статья 1 конвенции CMR описывает условия ее применения:

    1. Конвенция о договоре международной перевозки грузов применяется к перевозке грузов автотранспортными средствами (в данном случае автотранспортными средствами являются транспортные средства, описанные в Конвенции о дорожном движении от 19 сентября 1949 г.), если пункты отправления и прибытия по маршруту находятся в двух разных странах, по крайней мере одна из которых подписала этот документ.
    2. Если говорить о мультимодальных перевозках, то есть в том случае, если автомобиль с грузом превышает часть своего маршрута при его загрузке по железной дороге, воде или воздуху, Конвенция также действует. Если товар поврежден во время такой перевозки, ответственность за это регулируется соглашениями, заключенными между перевозчиками и между лицом, осуществляющим перевозку, и получателем товара.
    3. Положения CMR не могут быть изменены договаривающимися сторонами.
    4. CMR действует в случае межгосударственных перевозок, выполняемых государственными организациями.
    5. CMR не применяется к перевозке умершего, к перемещению личных вещей человеком во время переезда, а также к перевозкам, регулируемым международными почтовыми конвенциями

    Требования к накладной

    Согласно статье 4 КДПГ, накладная представляет собой договор перевозки, и ее отсутствие, потеря или неправильное исполнение не могут служить оправданием для несоблюдения Конвенции.

    Статья 5 договора содержит следующие требования к накладной:

    1. Этот документ составлен в трех экземплярах. Один из них должен находиться рядом с грузом во время его транспортировки, а два других предназначены для отправителя и перевозчика, человека, перевозящего груз. Все три копии должны содержать подписи сторон договора, и подписи могут быть заменены печатями в тех случаях, когда это допускается законодательством государства, в котором выставлен счет.
    2. Если имеется несколько партий товаров или товары будут транспортироваться несколькими машинами, стороны соглашения могут потребовать составить количество накладных, которое будет достаточным для надлежащей транспортировки каждой партии товаров каждой из сторон транспортных средств.

    Согласно статье 6 CMR, накладная должна содержать следующую информацию:

    1. Информация о том, где и когда был составлен документ.
    2. Информация о пунктах отправления и прибытия по предлагаемому маршруту.
    3. Полное имя и адреса отправителя, получателя и перевозчика.
    4. Информация о грузе и возможной опасности, связанной с ним.
    5. Количество, маркировка и нумерация упаковок.
    6. Вес брутто перевозимого груза.
    7. Сумма, необходимая для доставки товара. В этом абзаце также необходимо указать конкретную статью расходов, например, таможенные пошлины или сборы.
    8. Инструкция по правильному прохождению растаможки .
    9. В накладной в обязательном порядке должна быть указана информация о том, что данная перевозка осуществляется без нарушения правил перевозки грузов, а при необходимости — сведения о страховании груза при международных перевозках.

    Кроме того, может быть указана заявленная стоимость груза, расходы, понесенные грузоотправителем, период, в котором осуществляется перевозка, а также информация о страховании груза.

    Ответственность сторон в конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов

    Статьи 7, 8, 11 и 12 главы 3 КДПГ содержат указания об ответственности сторон за выполнение условий договора.

    Согласно этим статьям отправитель несет ответственность за:

  • неправильное составление счета-фактуры;
  • убытки, понесенные в результате этого;
  • также обязуется сообщать о любой опасности во время транспортировки товара.
  • За несоблюдение любого условия CMR и за весь причиненный им ущерб перевозчик уже несет ответственность:

    1. Ему предстоит проверить внешнее состояние товара и правильность упаковки.
    2. Если такая проверка невозможна, перевозчик должен сделать соответствующую отметку в накладной.
    3. По требованию отправителя перевозчик также обязан проверить количество груза и содержимое посылок, при этом перевозчик имеет право потребовать от перевозчика оплату за этот чек.
    4. Помимо вышеперечисленных требований, отправитель также несет ответственность за любые повреждения товара, вызванные дефектами, не указанными в накладной.

    Глава 4 регулирует ответственность перевозчика. В этой главе описаны следующие нюансы ответственности сторон:

    1. Перевозчик несет ответственность за повреждение груза, если вина в получении порчи грузом не возникла по вине другого лица, а также за задержку груза по его вине. При этом дефекты автомобиля не освобождают перевозчика от ответственности за ущерб, причиненный товарам из-за их наличия.
    2. Перевозчик освобождается от ответственности за ущерб, причиненный грузу при транспортировке живых животных, товаров, которые могут быть повреждены по естественным причинам, например гниющих товаров или товаров, которые могут быть повреждены паразитами, а также в случае упаковки товаров и неправильная нумерация и положение грузовых мест.
    3. Перевозчик признается невиновным в причинении ущерба грузу, если он самостоятельно докажет свою невиновность.

    Возмещение убытков

    В соответствии со статьей 23 Конвенции размер компенсации за причиненный ущерб определяется исходя из действительной стоимости товаров.

    Стоимость определяется:

  • на основе цены акций;
  • исходя из текущей рыночной цены перевозимых товаров.
  • Размер компенсации не может превышать 25 франков за килограмм веса, не полученный получателем. В этом случае 1 франк эквивалентен золотому франку весом 10/31 грамма 900 золота.

    В случае задержки по вине перевозчика размер компенсации не может превышать полную стоимость груза. Если накладная содержит информацию о страховании груза, дополнительных транспортных расходах или дополнительной стоимости груза, эти инструкции необходимо соблюдать и в случае возмещения ущерба.

    Предъявление претензий

    Согласно главе 5 Женевской конвенции о международной перевозке грузов (CMR) получатель не может требовать возмещения ущерба, причиненного товарам, если он не заявил об этом в установленном порядке в течение семи рабочих дней с момента получения товара.

    Претензию о несвоевременной доставке груза можно подать перевозчику в течение 21 дня с момента получения груза. По факту нарушений, связанных с международной перевозкой грузов, истец может обратиться либо в суд страны, в которой находится конечный пункт назначения маршрута, либо в суд страны, в которой находится перевозчик или где находится перевозчик. Зарегистрирована компания, осуществившая перевозку.

    Кроме того, в обоих случаях судья не имеет права требовать оплаты судебных издержек. В накладной также может содержаться информация о подсудности арбитражного суда.

    Соглашение предусматривает следующие положения о сроке исковой давности:

    1. Во всех вышеперечисленных случаях срок давности составляет один год.
    2. Если причиной повреждения груза стало умышленное действие, срок давности составляет три года.
    3. Как правило, срок давности отсчитывается с момента истечения трехмесячного срока с момента доставки товара.
    4. В случае частичной или полной утраты товара срок исковой давности начинается соответственно с даты доставки товара или по истечении 30 дней с момента его доставки.

    Принципы доставки несколькими транспортерами

    Глава 6 CMR посвящена нюансам мультимодальных перевозок.

    В статье 34 данной главы перечислены следующие характеристики этого вида грузового транспорта:

    1. Каждый из перевозчиков в этом случае несет полную ответственность за весь процесс.
    2. Если товары перевозятся последовательно несколькими перевозчиками, то перевозчик, принимающий товары от другого перевозчика, участвующего в контракте, должен предоставить своему предшественнику квитанцию, в которой указаны его контактные данные и все оговорки, указанные в накладной.
    3. В случае возмещения ущерба одним из участников перевозки этот перевозчик имеет право требовать от других перевозчиков компенсацию на эту сумму.
    4. Если вина того или иного перевозчика доказана, убытки несет только он.
    5. В случае вины двух и более перевозчиков ущерб будет возмещен им в квотах, предусмотренных контрактом.
    6. В случае неплатежеспособности одного из перевозчиков сумма, подлежащая выплате, распределяется между всеми перевозчиками пропорционально их доле в контракте.

    Международные грузовые автомобильные перевозки занимают большую часть транспортного рынка.

    Женевская конвенция CMR позволяет регулировать все нюансы, связанные с этим видом грузовых перевозок, тем самым облегчая обмен товарами между странами и взаимоотношения между отправителем, получателем и перевозчиком.

    Видео: Конвенция КДПГ.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Помощь на дорогах, автоюрист, статьи по штрафам и ДТП
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: