Благодаря постоянным нововведениям, которые из года в год вносятся в законодательство об автостраховании или в правила дорожного движения (Правила дорожного движения), автомобилистам необходимо постоянно изучать тему того, как теперь правильно оформляется ДТП.
Та же самая ситуация может также повлиять на разницу в методике проектирования. Есть варианты, когда страховщик может подавать документы без справок ГИБДД, в некоторых случаях уведомление заполняют только два участника ДТП.
Но что делать, если виновник ДТП исчез или в страховой ситуации только один участник? Какие документы собирать, сертификаты претензий? Как правильно оформлять документы сотруднику ГАИ? Как правильно нарисовать диаграмму момента столкновения в уведомлении об аварии? В чем разница между записью ДТП в ОСАГО и полисом КАСКО?
На все эти и другие вопросы нужно отвечать более подробно, а не одним предложением, потому что такие вопросы очень часто возникают в том или ином драйвере.
- Какие произошли изменения
- По каким правилам проходит оформление ДТП
- Без вызова ГИБДД
- С выездом сотрудников ГИБДД
- В том случае, если виновник скрылся
- С одним участником
- Особенности
- Схемы
- Справки о ДТП
- По ОСАГО
- По КАСКО
- Что сделать, чтобы страховая не заплатила меньше
- Видео: Сегодня в стране начинают действовать новые правила оформления ДТП, так называемый европротокол
Какие произошли изменения
На 2020 год актуальны некоторые изменения касательно порядка регистрации ДТП.
Как правило, такие изменения происходили раньше, например, с 2014, 2015 гг. (С 1 июля 2020 г.), когда очень часто изменения вносились не только в законодательные акты Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или иных физических лицах законы (например, «Су ОСАГО»), но и правила дорожного движения.
Чтобы упростить отслеживание нововведений, вы можете представить их списком:
- Если в ДТП есть пострадавшие, в первую очередь следует принять все меры для оказания им первой помощи или вызвать скорую помощь. В этом случае допустимо убрать автомобиль с проезжей части или покинуть место аварии, если водитель доставит пострадавшего на машине до ближайшего госпиталя.
- Если авария разрешена по взаимному согласию участников аварии, вы можете покинуть место аварии даже без звонка в страховую компанию.
- О страховом случае необходимо сообщить в страховую компанию не позднее 5 рабочих дней.
- Участники ДТП могут зарегистрировать ДТП без привлечения сотрудников службы ГИБДД, если в ДТП нет пострадавших (травм или смерти) и не выявлено разногласий между сторонами ДТП.
- Перед регистрацией крайне важно соблюдать все основные процедуры, предусмотренные Регламентом. Несоблюдение этих процедур может привести к штрафам за неправильное размещение машин, разбросанные детали и другие нарушения.
- Ответственность за видео или фотофиксацию автомобильного столкновения или его последствий законом возлагается на водителей, попавших в аварию.
- С 1 января 2020 года новые автомобили, на которые еще не истек срок действия сертификата ОТТС (Утверждение типа транспортного средства, ввезенного в Россию и изготовленного производителем на базе автомобильного шасси), должны быть оснащены системой ЭРА — ГЛОНАСС без потерпеть неудачу. Эта система может работать как в ручном, так и в автоматическом режиме.
- Без наличия системы ГЛОНАСС на новых иномарках с 1 января 2020 года запрещено ввозить их в частном порядке на территорию РФ. Поэтому в ГИБДД на такие машины не удастся даже получить ПТС и зарегистрируйте его.
- 11 июня 2016 года поправки, вступившие в силу 1 января 2020 года, также указывают на то, что теперь для всех страховых компаний выдача электронных полисов ответственности перед третьими сторонами становится обязательной. Теперь, если страховщик не обеспечил водителям нормальное и беспрепятственное оформление электронного полиса для данного сектора автострахования, он может получить штраф в размере 300 000 рублей от ЦБ РФ.
- за несвоевременный осмотр автомобиля определен штраф (Закон № 13843-7) в размере 500-800 рублей по первому случаю, повторное нарушение — 5000 рублей, следующее — арестом водительских прав.
- До 01.08.14 сумма страховки по Европротоколу составляла 25 000 рублей, а теперь увеличилась вдвое: 50 000 рублей.
Некоторые из этих нововведений только на первый взгляд никак не связаны, казалось бы, с оформлением аварийной схемы.
Но, если задуматься, сейчас наличие электронного полиса ответственности не может быть препятствием для оформления претензии в качестве страхового случая.
На основании Постановления Правительства № 333 от 24.03.17 от 04.04.17 вступили в силу изменения в Правила дорожного движения.
Некоторые из этих нововведений могут существенно повлиять на ситуацию, когда необходимо грамотно произвести запись ДТП на месте аварии.
Вот некоторые важные детали изменений, на которые должен обратить внимание каждый водитель и которые могут быть напрямую связаны с этапами регистрации дорожного дела:
- Начинающим водителям не разрешается буксировать любые транспортные средства.
- Начинающим водителям запрещено возить людей на мопедах, мотоциклах или квадроциклах.
- запрещается управлять автомобилями, не имеющими государственных опознавательных знаков.
В первом случае водитель должен иметь стаж управления автомобилем от 2 лет и более. В противном случае «гаишники» сочтут его новичком. Об этом говорится в п. 20.2 ПДД России.
Такой же стаж управления автотранспортным средством указывается во втором случае, когда запрещена перевозка людей на двухколесном автотранспортном средстве.
Этот критерий уже прописан в п. 22.2 ПДД РФ. При этом отметим важность наличия водительских прав с открытыми категориями — «А» или «А1».
В третьем случае статус необходимо подтверждать специальными знаками, например: «Пики», «Начинающий водитель», «Ученик», «Инвалид», «Дети» и так далее.
В то же время новые Правила предусматривают очень специфический аспект некоторых знаков. Для статуса шипованной шины знак должен иметь белое поле треугольной формы с вершиной вверх, а край треугольника — красным.
В центре треугольника начертана черная буква «Ш». Одна сторона треугольника не менее 220 см, а ширина красной каймы составляет 1/10 стороны.
Для знака «Начинающий водитель» — желтый фон, квадратная форма со стороной 150 см, на желтом поле должен быть четко нанесен черный восклицательный знак (высота — 110 см).
Размещайте такие знаки в задней части автомобиля, за исключением самоходных машин, тракторов или мотоциклов.
При отсутствии на машине соответствующих предупреждающих знаков состояния за нее на каждой остановке сотрудником ГИБДД грозит штраф в размере 500 рублей. Об этом говорится в первой части ст. 12.5 КоАП РФ.
По каким правилам проходит оформление ДТП
Более подробные правила регистрации ДТП всегда можно посмотреть на официальном сайте ГИБДД РФ, где представлены типовые схемы, как действовать при регистрации ДТП и как правильно заполнить уведомление.
По сути, процесс состоит из следующих ключевых постулатов, которые должен знать каждый водитель:
- Порядок действий, которым должен следовать каждый участник дорожно-транспортного происшествия:
- остановить машину, не трогать ее, если она не на трамвайном пути или не мешает движению других автомобилей;
- важно сфотографировать все, что находится вне машины, со всех сторон машины, либо снимать на видеоаппаратуру (здесь часто используется видеомагнитофон);
- фото или видео делать как в общем плане, чтобы была видна земля, так и на переднем плане, чтобы были видны детали повреждений машин;
- следует включить аварийную световую сигнализацию (фары в специальном режиме);
- на проезжей части необходимо установить дорожный знак на расстоянии 15 м (для городов и других населенных пунктов) или 30 м (для мест вдали от населенных пунктов) от автомобиля, предупреждающий об аварийной остановке автомобиля;
- водителям рекомендуется носить одежду со светоотражающими элементами при выходе из машины на проезжей части.
- Водители могут заполнить отчет об аварии самостоятельно, но только если:
- после столкновения жертв нет;
- только 2 машины попали в аварию;
- если с драйверами есть действующие политики ОСАГО;
- ущерб причинен только имуществу;
- нет разногласий между участниками аварии по поводу причин, размера и характера ущерба;
- стоимость ущерба не превышает 50 000 рублей.
Но есть также ряд особых случаев, когда водителям не всегда понятно, как вести себя после аварии, чтобы правильно все организовать для получения автостраховки.
Как, например, правильно оформлено уведомление без вызова ГИБДД и какая процедура должна быть в присутствии сотрудника ГИБДД, как зафиксировать ДТП, когда виновный в ней участник просто покинул место ДТП, или, например, как безопасно сообщить об инциденте участнику. Рассмотрим каждый из этих случаев отдельно.
Без вызова ГИБДД
По закону, при определенных условиях или обстоятельствах дорожно-транспортного происшествия водители, участвующие в дорожно-транспортном происшествии, могут завершить дело самостоятельно, не вызывая дорожную полицию.
В каких случаях это разрешено, уже обсуждалось выше. Теперь крайне важно продумать ту же процедуру для правильного оформления страхового обстоятельства без участия сотрудника ГИБДД, а именно:
- В ДТП должно быть не более 2-х участников, а также количество автомобилей.
- Все подробности столкновения должны быть записаны на видеомагнитофон и сфотографированы снаружи.
- Стоимость ремонта визуально могут оценить опытные водители, участвовавшие в аварии.
- Размер ущерба может быть согласован с другим водителем — участником ДТП.
- Обстоятельства дела и вина также определяются сторонами самостоятельно, по взаимному соглашению.
- Формы уведомлений заполняются вместе с другим участником инцидента.
- Согласие со всеми подробностями дела и обстоятельствами ДТП подтверждается подписями на бланке извещения о дорожно-транспортном происшествии.
- Только после заполнения уведомления и подписи участников ДТП автомобили могут быть сняты с проезжей части.
- С помощью телефонных звонков в страховые компании участников аварии сообщается о происшествии.
- В течение 5 рабочих дней в страховую компанию подается заявление, к которому прилагается извещение об аварии и другие необходимые документы: страховой полис, личный на водителя и на машину.
- Страховщик обязан отремонтировать автомобиль в течение 15 дней, т.е в течение 20 дней он возместит ущерб пострадавшему по полису ОСАГО.
Без знания этих тонкостей можно сделать много ошибок, и поэтому документы, самостоятельно составленные сторонами, участвовавшими в аварии, могут быть не приняты страховыми компаниями.
А это, в свою очередь, повлечет отказ в выплате страховки на покрытие того или иного ущерба, ущерба.
Кроме того, существуют также правила выдачи уведомления об аварии — формы, которая обычно выдается всем водителям после получения полиса ОСАГО.
При заполнении уведомления обратите внимание на следующие рекомендации специалистов:
- Убедитесь, что вы пишете только шариковой ручкой на фирменном бланке (карандаши и другие стираемые пишущие устройства запрещены).
- абзацы и строки необходимо заполнять предельно разборчивым почерком, чтобы не возникало затруднений при чтении написанного. Можно писать заглавными буквами.
- Требуется правильное составление схемы на бланке.
- Обязательно отметьте знаки: кто именно ехал во время столкновения, кто виноват, характер повреждений автомобиля, а также повреждения имущества, оставшегося в салоне или багажнике автомобиля.
- Если участников только два, в столбце напротив остальных участников инцидента ставится прочерк: место не может оставаться пустым.
- Если автомобиль не движется, рядом со словом «Нет» рядом с записью «Автомобиль может покинуть место аварии» ставится галочка».
- лучше всего писать в пометках об оборудовании, на котором была снята авария.
- Далее на каждой из копий заполненных уведомлений отмечается дата и подписи водителей.
С выездом сотрудников ГИБДД
В присутствии сотрудников ГАИ схема регистрации ДТП будет несколько иной:
- Подъезжает бригада ГАИ.
- Выслушаны все объяснения и доводы сторон, причастных к аварии.
- Составлена схема происшествия.
- Сфотографируйте или снимите на видео последствия аварии.
- Транспортные средства удаляются с проезжей части только после фото- или видеозаписи последствий аварии, а также после того, как участники подписали извещения об аварии.
- Итак, если машины движутся, участникам необходимо ехать в ближайшее место службы ГИБДД, либо добраться до территориального отделения ГИБДД, ГИБДД.
- Сотрудники ГАИ фиксируют и заносят в свою базу данных адреса участников аварии, личные данные водителей, основную информацию об автомобилях.
Если участники аварии собирают данные от очевидцев столкновения, это пойдет на пользу обеим сторонам аварии.
Все письменные или документальные свидетельства очевидцев также должны быть приложены к заявлению о страховой выплате, когда вы подаете его в страховую компанию.
В том случае, если виновник скрылся
Если водитель скрылся с места происшествия, это грозит ответственностью по ст. 12.27 КоАП или статьям 125, 264 УК РФ, если водитель нарушит положения УК.
А в случаях, когда также был причинен ущерб имуществу потерпевших в ДТП, также подключается статья 59 ГК РФ.
В таких обстоятельствах чрезвычайно важно, чтобы видеорегистратор мог записывать номер машины преступника, который скрылся с места крушения.
Однако, если случилось так, что водитель ударил машину о бок и уехал так, что видеорегистратор не смог сфотографировать его номерной знак, тогда важны показания очевидцев и фиксация дорожных камер, если таковые имеются.
также в этом случае важно вызвать сотрудников ГИБДД, чтобы они выдали соответствующее свидетельство о ДТП, по которому пострадавшему будет закреплена страховка.
С одним участником
В случае, если зафиксировано ДТП с участником, в его (или не его) транспортном средстве всегда находится водитель и любой статический (неподвижный) объект, с которым, собственно, произошло столкновение.
Например, автомобиль может врезаться в столб, дерево, забор, дорожный знак, рекламный щит, стену здания, врезаться в открытый люк и т.д.
Если водитель врезался в неподвижный автомобиль с выключенным двигателем, ДТП регистрируется за исключением второго автомобиля.
Это сделано для того, чтобы не регистрировать ДТП с двумя участниками, так как присутствие другого транспортного средства распознается как второй участник столкновения.
Сюда также не входят столкновения с пешеходами, несмотря на то, что участником является водитель и автомобиль.
Процесс регистрации здесь довольно простой:
- Сотрудник ГИБДД вызывается в случае нанесения значительного ущерба чужому имуществу.
- После выдачи справок сотруднику ГИБДД вызывается страховой агент.
- Вы можете сами заснять все на фото- или видеоаппаратуру и предоставить материалы в качестве доказательства наступления страхового случая.
- Затем водитель просто появляется в офисе страховщика и подает заявление с доказательствами на получение выплат по страховке КАСКО.
Нужно ли формализовать подобные инциденты? Здесь не действуют правила обязательного автострахования для УЗО, потому что законом «Об ОСАГО» предусмотрено присутствие только 2 водителей и 2 автомобилей, а также случай наезда на пешехода (ст гласит «Об ОСАГО»).
Однако при наличии у водителя полиса КАСКО имеет смысл оформить ДТП с участником для получения компенсации за ущерб застрахованному имуществу.
Но в этом случае всегда следует обращать внимание на условия заключенного со страховщиком договора, с серией, в каких именно страховых случаях был приобретен полис добровольного страхования.
Особенности
В одни и те же правила регистрации ДТП всегда включены положения о том, как составлять график ДТП, какие справки о ДТП должны собирать сотрудники ГИБДД.
Также важны характеристики, которые существуют при регистрации ДТП по страховым полисам — ОСАГО или КАСКО.
Также случаи разные, есть моменты с водителем, но есть классические правила, когда запись ДТП происходит с двумя участниками-водителями.
Схемы
Диаграммы в акте ДТП должны быть нарисованы и отражены особым образом.
Поэтому они заполняются в формах в соответствии со следующими важными правилами:
- На схеме должны быть отражены: дата и время происшествия, место происшествия и полное имя участника.
- Траектории движения, контуры транспортных средств и их точки, а также характер столкновения должны быть четко обозначены на схеме.
- На схеме также должны быть обозначены контуры дорог, повороты, перекрестки, наличие дорожных знаков, светофоров, пешеходных переходов, словом все, что есть в реальной ситуации на участке дороги, где произошло ДТП.
- также важно указать место первичного столкновения (контакта) автомобилей.
- Номера автомобилей на схеме должны совпадать без путаницы.
- Если используются символы, то они также должны иметь свои собственные пояснения, расшифровку, написанную внизу формы.
Для тех, кто не уверен, смогут ли они правильно и безупречно заполнить форму уведомления о происшествии, они могут договориться с комиссаром по несчастным случаям о регистрации дорожно-транспортного происшествия.
правда, за этим следует отдельная плата за вызов и услуги такого специалиста. Некоторые страховые компании могут включать комиссаров по автомобилям или адвокатов в качестве бесплатного дополнительного бонуса для держателей полисов.
Справки о ДТП
Если вы еще не звонили в ГИБДД, но вам необходимо связаться с сотрудниками ГИБДД, вы можете обратиться в ближайший пункт ГИБДД (пост) или в подразделение полиции.
Сотрудники ГАИ или ГАИ должны оформить следующие справки и документы:
Если водитель выполнял свои служебные обязанности во время аварии, у него должна быть путевая накладная или договор аренды на автотранспортное средство.
Для тех, кто не ездил на собственном автомобиле, действует правило Правил: у водителя должна быть доверенность от владельца транспортного средства, выданная нотариусом.
По ОСАГО
Если пешеход столкнулся с пешеходом в ДТП под ОСАГО с нанесением ущерба его имуществу или состоянию здоровья, страховщики выплачивают компенсацию за ущерб (ущерб здоровью пешехода) в размере до 500 000 рублей.
Самому виновному нет никаких выплат, может быть выплачена только компенсация за лечение в случае травмы, а затем, если он подаст заявку на это в службу PCA (Союза автостраховщиков России).
Во всех остальных случаях, если водитель только один, выплаты по обязательному виду страхования не взимаются.
Такая же максимальная сумма выплат применяется в случаях, когда в аварию попали 2 водителя. Пострадавший всегда получает страховку.
По КАСКО
Совершенно иначе выглядит ситуация с выплатами по условиям договора КАСКО, когда с участником произошел несчастный случай.
Здесь важно обратить внимание на градацию страховых случаев, которые были ограничены самим страховщиком.
Например, бывает, что договор добровольного автострахования содержит страховой случай, столкновение со столбом, но в списке нет случая столкновения с деревом.
Поэтому при страховании КАСКО следует внимательно изучить сам договор и понять, в каких случаях страховщик выплатит страховку и в каком размере, а в каких откажется.
То же самое касается случаев, когда авария происходит на стоянке, на стоянке, во дворе и в других местах.
В принципе, те же правила применяются при регистрации ДТП с 2 участниками по полису КАСКО, с той лишь разницей, что страховщик всегда будет ориентироваться в первую очередь на правила полиса ОСАГО.
Что сделать, чтобы страховая не заплатила меньше
Чтобы не попасться на некоторые уловки стразовых организаций, которые сейчас встречаются постоянно, нужно обращать внимание на некоторые тонкости при записи ДТП.
После аварии специалисты рекомендуют всем водителям обращать внимание на следующие моменты:
- Посмотрите, как ведет себя прибывший аварийный комиссар — пытается ли он заключить договор уступки с потерпевшим. Ведь такой договор даст им право самостоятельно «забрать» из страховки не только страховую сумму, но и кучу всевозможных бонусов.
- необходимо следить за оценкой ущерба экспертом. В случае завышения размера виновнику ДТП может грозить суброгация по ОСАГО: он будет должником страховщика после выплаты ущерба потерпевшему.
- Следует сразу посмотреть, какие детали входят в расчет эксперта, а какие он упустил. Поэтому так важно, чтобы послеаварийный осмотр проходил в присутствии автовладельца.
- Автовладелец при подписании бумаг эксперта должен сразу проверить, насколько сумма оценки ущерба соответствует его фактическому возмещению.
- надо опираться на закон, например п. 8 ст. 11.1 «Су ОСАГО», в котором говорится, что потерпевший не имеет права требовать от виновного больше, чем установлено законом и оценено экспертом.
- Не стоит спешить с ремонтом автомобиля самостоятельно — это будет основанием для отказа, а не только для уменьшения суммы страховки. Сначала получите возмещение, а затем приступите к ремонту или получите направление непосредственно от страховщика (или его дилера) в ремонтную мастерскую для восстановления вашего автомобиля.
- Не подписывайте акты приема-передачи или другие документы, закрывающие страховой случай, пока ваш автомобиль не будет полностью восстановлен или вы не получите адекватную компенсацию от страховщика.
Обычно при заключении сделки в режиме ОСАГО или КАСКО страховая компания может сразу определить, при каком пороговом значении суммы ущерба, исчисленного при наступлении страхового случая, страховая компания может иметь право запросить некоторая страховая сумма возвращается от виновного.
Некоторые страховые компании также любят учитывать износ автомобиля, что значительно снижает размер страховых выплат.
В итоге на то, чтобы как следует отремонтировать автомобиль, просто не хватит денег. Поэтому лучше сразу уточнить этот вопрос, даже при покупке полиса.
В заключение можно сказать, что нововведения, внесенные с 2015 года в Правила регистрации дорожно-транспортных происшествий, привели к упрощению процедуры.
Теперь все мелкие аварии можно регистрировать без обязательного вызова ГИБДД.
Но для этого должны возникнуть определенные условия и обстоятельства аварии, на которые должен немедленно обратить внимание каждый водитель.