С 1 апреля 2019 года в законодательство о «автостраховании» внесено много изменений, в том числе обновлен порядок расчета так называемого MSC (расшифровка — коэффициент бонус-малус). При этом изменилась таблица MSC, которая остается неизменной на протяжении многих лет — с момента утверждения Директивы Центрального банка No. 3384-У от 19 сентября 2014 г. «До предела…».
Что такое КБМ
В соответствии со стат. 9 ФЗ 40 от 25.04.2002 «Обязательно…», страхователи, приобретающие «автострахование», обязаны уплатить страховой взнос.
Премия рассчитывается путем умножения:
Одним из таких отчетов является KBM, что означает бонусный малус. Его цифровая ценность зависит от количества событий, застрахованных в предыдущих договорах «автострахования» в отношении конкретного автомобилиста или владельца транспортного средства.
Соответственно:
Страховые классы и скидка за безаварийность
До 01.04.2019 г существовало 15 классов водителей (от «М» до «13»), каждый из которых имел определенную величину скидки за безаварийную работу (сейчас классы официально отменены, так как они не упоминаются в таблицах).
Цифровое значение MSC зависит от безаварийной езды по отношению к автомобилисту.
Примеры:
Таблица КБМ класса
С 01.04.2019 утверждены изменения правил расчета скидки за безаварийное вождение в соответствии с правилами, утвержденными Постановлением ЦБ РФ n. 5000-У от 04.12.2018 «До предела…».
Вот поправки:
Было | оно стало |
Ранее скидка на безаварийную эксплуатацию «заканчивалась», если водитель или владелец транспортного средства не фигурировал ни в одном полисе «автострахования» в течение 1 года и более (т. Е. Класс страхования становился соответственно 3. Коэффициент = 1) | Теперь, если ОСАГО заканчивается, а водитель (собственник) после длительного перерыва (не менее 5, не менее 10 лет) появляется в новом, то скидка у него не сбрасывается |
В базе данных Союза автостраховщиков в отношении 1-го и того же лица могут быть данные по нескольким показателям MSC (если лицо указано в нескольких ОСАГО: в 1-м — как водитель, в другом — как владелец) | Теперь путаница устранена: первый и тот же гражданин может иметь только одно классовое значение. То есть, если теперь коэффициент 0,8, это означает, что, когда этот гражданин включен как минимум в 10 соглашений, при расчете премии по каждому из этих соглашений будет применяться тот же множитель = 0,8 |
Значение класса изменилось (в зависимости от отсутствия или наличия ДТП по вине водителя) по окончании действия полиса автострахования — то есть, как только гражданин купил новое ОСАГО, в расчет премии по сравнению с предыдущим значением | Теперь класс меняется для всех строго в установленную дату — 1 апреля каждого года. С 01.04 по 31.03 каждого года MSC останется неизменным и будет применяться ко всем соглашениям, заключенным в то время |
Мы не зря представили эти изменения, ведь теперь в страховке ОСАГО не 1 таблица, а 3, которые применяются соответственно:
Примеры исчисления скидки за безаварийность по таблице
1 апреля 2019 года Союз автостраховщиков пересчитал класс всем автомобилистам России по 2-й таблице. Этот пересчитанный MSC, контроль над которым доступен всем на сайте PCA, будет действителен до 31 марта 2020 года. Также, с 01.04.2020 класс изменится вверх или вниз — уже согласно 3-й таблице.
Вот несколько примеров того, как это работает на практике.
Пример 1: отсутствие аварий
Разрешите любому автолюбителю заключить два договора:
Пусть КБМ:
Согласно новым правилам, KBM за период с 01.04.2019 по 31.03.2020 уже оплатил этот драйвер (но это не повлияет на цену этих двух уже оформленных полисов):
Допустим, этот человек не попал в автомобильную аварию из-за него с 2017 по 2019 год.
Мы рассчитываем класс этого человека с 01.04.2019 по 31.03.2020 на основе 2-й таблицы — коррелируем 11-ю строку (так как минимальный ОСАГО для этих двух договоров ОСАГО составляет 0,7) и столбец «0 страхование» претензии». Мы видим, что бонус-малус будет равен 0,65.
Следовательно, если гражданин нашего дела с 01.04.2019 по 31.03.2020 включен в полис, при расчете страхового взноса для одного из них (по отношению к данному автомобилисту) будет применен множитель 0,65).
Коэффициент MSC обновляется 1 апреля каждого года, его значение можно проверить на официальном сайте PCA.
Пример 2: наличие трех ДТП
Возьмем автомобилиста из нашего предыдущего примера и на практике покажем, как безаварийно изменится его ставка скидки, если он по своей вине попадает одновременно в 3 ДТП.
Допустим, 12 марта 2019 года с ним произошла 1 авария, на следующий день — вторая, еще через 3 дня — третья. Все три страховых случая не учитывались при определении MSC по ранее заключенным договорам.
Затем мы коррелируем строку 11 (KBM = 0,7) со столбцом «3 страховых случая» и получаем, что для периода с 01.04.2019 по 31.03.2020 физическому лицу в нашем примере будет установлен множитель = 1,55. То есть будет уже не 30% скидка, а наценка 55.
Представим, что этот водитель терпит 3 аварии по своей вине уже в период с 01.04.2019 по 31.03.2020. Это означает, что класс изменится (уже по 3-й таблице) с учетом этого факта только 01.04.2020. То есть соотносим строку 3, где множитель = 1,55, и столбец «3 страховых случая» — получаем, что с 1 апреля 2020 года по 31 марта 2021 года к нашему водителю будет применен коэффициент = 2,45. Застрахованный, который заключает договор автострахования с включением этого автомобилиста в этот период, должен будет заплатить за автополис почти в 2,5 раза больше, чем базовая цена (как если бы malus был равен 1).
КБМ при неограниченной страховке
Порядок определения класса при заключении договора с неограниченным количеством лиц, допущенных к управлению, различается в зависимости от того, когда заключен договор:
До 01.04.2019 действовали следующие правила:
Как сейчас, с 01.04.2019 г и далее:
Пример определения коэффициента по новым нормам
Разрешить владельцу транспортного средства (физическому лицу) оформить неограниченный полис автострахования 13 апреля 2019 г. Также в следующем году. Если раньше (по старым правилам) при безаварийной езде при оформлении «автостраховки» на одно и то же транспортное средство применялась скидка 5%, то теперь ни скидки, ни премии не будет.
И если этот владелец оформит ограниченный полис на следующий год (13.04.2020) и войдет только сам, его класс будет взят из базы данных PCA, определенной на период с 01.04.2020 по 31.03.2020. 2021 г., в зависимости от наличия или отсутствия травм по его вине с 01.04.2019 по 31.03.2020 на основании любых других соглашений, в которых они произошли.
Итог
Следовательно, сокращение KBM означает коэффициент бонуса-малуса. С апреля 2019 года в правила расчета скидки при несчастном случае внесены серьезные изменения. Теперь штраф будет меняться не по завершении действия ОСАГО, а в строго установленный срок — 01.04 каждого года. Вы всегда можете проверить текущий MSC на официальном сайте PCA.