Как правило, понятие «дорожно-транспортное происшествие» вызывает образ столкновения нескольких транспортных средств. Практика показывает, что большинство аварий происходит из-за того, что один автомобиль попал в другой при прямом физическом контакте. Однако в некоторых случаях авария распознается как таковая без столкновения с автомобилем, например, при отсутствии контакта. Такие инциденты классифицируются как сложные с точки зрения установления вины и называются «бесконтактными».
- Когда ДТП считается бесконтактным?
- Действия водителя в случае бесконтактной аварии
- Кто виноват в бесконтактном ДТП?
- Оформление бесконтактной аварии
- Составление Европротокола
- ОСАГО при бесконтактном ДТП
- Бесконтактная авария с 3-мя авто: как действовать?
- Лишение прав за бесконтактное ДТП
- Что делать при отказе страховой возмещать ущерб, полученный в ходе бесконтактного ДТП?
- Судебная практика
- Нюансы
Когда ДТП считается бесконтактным?
Внимание
Само определение «бесконтактная авария» подчеркивает отсутствие контакта с транспортным средством при аварии.
важно уточнить, что фактическое столкновение происходит не только между автомобилем преступника и пострадавшим, но и автомобиль потерпевшего водителя может столкнуться с транспортным средством третьей стороны, а также с другими объектами муниципального образования, частная или государственная собственность.
Внимание! Если у вас возникнут вопросы, вы можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или по телефону: +7 (499) 938-52-02 Москва; 8 (812) 467-30-22 Санкт-Петербург; +7 (800) 301-61-24 Звонок бесплатный по всей России.
Отсутствие контакта при аварии рассматривается в трех аспектах:
Бесконтактная авария считается одной из самых сложных, так как доказать вину гражданина, действия которого привели к аварии, крайне сложно. Поскольку виновные не несут материальных потерь из-за создания ЧП, в большинстве случаев они бесследно уходят с места происшествия.
ВАЖНЫЙ
В случаях бесконтактных ДТП единственным источником подтверждения отсутствия виновных в поведении граждан, автомобили которых столкнулись, являются показания очевидцев ДТП и записи видеомагнитофонов.
Действия водителя в случае бесконтактной аварии
Участниками категории бесконтактных повреждений являются:
- Водитель, чья машина стала препятствием или препятствием для других транспортных средств (виновник аварии).
- Водитель транспортного средства, который из-за поведения нарушителя произвел маневры, приведшие к столкновению с третьими объектами.
- Водитель реальной машины столкновения.
Единственно правильной моделью поведения для каждой из трех представленных выше категорий граждан, управляющих транспортными средствами, будет обращение в ГАИ и вызов инспекторов на месте.
До приезда сотрудников ГАИ автомобили должны находиться на тех позициях, в которых они оказались после аварии, отображается аварийный знак (15 м от машины — в черте города; 30 м от машины — за городом). Кроме того, следует зафиксировать последствия бесконтактной аварии с использованием всех доступных средств (камеры мобильного телефона, цифровой фотоаппарат, эскизы рук и т.д.).
Кроме того, по возможности необходимо попросить свидетелей остаться на месте ДТП (или выйти на связь для дальнейшей передачи к инспекторам ГИБДД), которые подтвердят вину вмешавшегося водителя.
По прибытии на досмотр необходимо проверить правильность записи данных в протоколе и, в случае неточностей, настоять на записи реальных обстоятельств бесконтактного происшествия, так как малейшие пропущенные детали могут привести к обвинению гражданина невиновный.
важно, чтобы приходящий на вызов инспектор четко производил замеры расстояний и тормозных путей.
Еще одна организация, с которой необходимо связаться после несчастного случая, — это страховая компания. К сожалению, независимо от типа страхового полиса, страховщики крайне неохотно компенсируют ущерб, причиненный в результате бесконтактной аварии. Поэтому важно, чтобы все документы, оформленные инспекторами ГИБДД, содержали полную информацию о случившемся.
Довожу до вашего сведения
В подавляющем большинстве случаев ущерб, причиненный в результате бесконтактного инцидента, возмещается только после обращения в суд и принятия судьей соответствующего решения.
Кто виноват в бесконтактном ДТП?
В категории бесконтактных дорожно-транспортных происшествий довольно сложно доказать вину водителя, поведение которого на проезжей части привело к возникновению аварийной ситуации. Часто виновный остается безнаказанным, если не обнаруживаются свидетели аварии и отсутствует видеомагнитофон (или другое средство видеозаписи, например, уличная камера в торговом центре).
Однако по всем правилам вину должен нести гражданин, создавший препятствие для движения других транспортных средств по проезжей части, если:
Следует отметить, что в ситуациях, когда определенный совершенный маневр оправдывает нанесение меньшего ущерба или его предотвращение, именно этот маневр должен иметь приоритет, а не тормозить. Хотя при прямом столкновении с транспортом преступника доказать его неправоту будет намного проще.
Часто возникает вопрос, кто должен компенсировать полученный ущерб? — Страховая компания. Однако здесь есть свои подводные камни.
Большинство граждан, которые участвовали в бесконтактной аварии, требуют выплаты у своей страховой компании, но им отказывают. Проблема в том, что пострадавшие при таком обращении руководствуются положением статьи 1079 (пункт 3) Гражданского кодекса России, раскрывающей взаимодействие источников повышенной опасности не только в аспекте столкновения.
Однако представленное правило является общим по отношению к положениям статьи 14.1 Закона «Об обязательном страховании автогражданской ответственности», что имеет преимущество в представленной ситуации и уточняет понятие «взаимодействие» только в спектре столкновений.
По этой причине отказ в получении страховой выплаты от его страховой компании вполне оправдан. Но это не значит, что потерпевший останется без компенсации.
Внимание
В случае бесконтактного ДТП потерпевший должен требовать возмещения убытков у страховщика виновного гражданина и в случае отказа обратиться в суд.
Оформление бесконтактной аварии
Для фиксации происшествия на место происшествия вызывается бесконтактная дорожная полиция, сотрудники которой обязаны с максимальной точностью восстановить происшествие и определить наличие вины каждого из участников.
важно, чтобы все автомобили до приезда инспекции оставались на тех местах, где они остались после аварии.
ВАЖНЫЙ
Если преступник пытается спрятаться, попытки остановить или связаться с ним признаются незаконными. Единственное, что можно сделать в такой ситуации, — это запомнить марку машины и ее номерные знаки.
Водитель пострадавшего автомобиля должен максимально полно объяснить свои маневры на дороге, которые привели к столкновению с транспортным средством третьей стороны или другим имуществом.
Вам также следует внимательно перечитать протокол перед его подписанием и, в случае разногласий, объяснить, в чем именно отличия от реальной картины бесконтактного инцидента.
Во время дачи показаний очень важно подтвердить слова третьих лиц — свидетелей, а также данные видеомагнитофонов как участников происшествия, так и свидетелей.
Составление Европротокола
Правильное официальное документальное оформление ДТП — гарантия будущей компенсации ущерба страховщиком. Поэтому следует уточнить, что в большинстве случаев оформить ДТП бесконтактного типа упрощенным способом (без вызова ГИБДД) не представляется возможным.
ВАЖНЫЙ
Европротокол составляется в строго определенных случаях, обязательные положения которого перечислены законодателем и часто отсутствуют в авариях без соприкосновения транспортных средств преступника и жертвы.
При рассматриваемом виде дорожно-транспортного происшествия в большинстве случаев отсутствуют следующие обязательные требования, санкционированные Законом «Су ОСАГО» в статье 11.1 и предусматривающие возможность для водителей участвующих автомобилей самостоятельно регистрировать дорожно-транспортное происшествие дополнительная возможность потребовать выплаты страховки:
Также следует отметить, что для Европротокола существуют ограничения по стоимости возмещения ущерба — не более 100 тысяч российских рублей (не более 400 тысяч рублей в случае взаимного признания вины в ДТП одного из участников ДТП). ДТП и с помощью приложения «ДТП. Европротоколло»).
ОСАГО при бесконтактном ДТП
Пострадавшая сторона имеет право на страхование ущерба по ОСАГО. Однако в случае бесконтактной аварии страховщики часто манипулируют сложностью обстоятельств аварии и отказываются платить.
Что нужно помнить водителю, автомобиль которого получил повреждения?
- вы должны запросить покрытие у своего страховщика, в случае отказа страховщику гражданина, из-за которого произошел бесконтактный инцидент;
- все документы, оформленные инспектором, должны содержать полную информацию обо всех обстоятельствах столкновения, а также данные всех участников, включая водителя, создавшего препятствие;
- быть готовым к тому, что страховая компания откажет в выплате компенсаций по ОСАГО, руководствуясь положениями п. 10.1 ПДД (в этом случае потерпевший должен будет доказать свою правоту в суде).
Довожу до вашего сведения
Кроме того, в случае отказа страховщика покрыть расходы на возмещение ущерба по ОСАГО потерпевший должен настоять на проведении авто-технического осмотра, в ходе которого будет доказана вина водителя, виновного в аварии препятствие.
Бесконтактная авария с 3-мя авто: как действовать?
Если в бесконтактную аварию попали три автомобиля, первым делом необходимо вызвать на месте инспекторов ГИБДД. Главное, чего должна добиваться дорожная полиция, — это установить вину участника дорожного движения, создавшего препятствие на проезжей части, в результате чего водитель другого автомобиля был вынужден совершить определенный маневр, в ходе которого да, столкновение с третьей машиной подтверждено.
Внимание
В протоколе должна быть указана информация о нарушении правил дорожного движения виновным гражданином.
В представленной ситуации будет две жертвы:
Водители обоих автомобилей имеют право на страховое возмещение причиненного ущерба. Страховую выплату как первому, так и второму потерпевшему должен произвести страховщик правонарушителя.
Лишение прав за бесконтактное ДТП
К инцидентам без контакта применяются те же стандарты, что и к другим типам инцидентов. В связи с этим водительские права могут быть лишены в случае происшествий того же типа, что и предъявленные, по тем же причинам, что и дорожно-транспортные происшествия при прямом столкновении транспортных средств.
Они могут быть лишены своих прав (Постановление ВС РФ № 78-АД15-4):
Дополнительная информация
В случае, если водитель автомобиля, создавшего препятствие, непреднамеренно покинул место аварии (он не осознавал, что стал виновником аварии), он может избежать лишения БУ, если предоставит убедительные аргументы в пользу своего образец для подражания.
Что делать при отказе страховой возмещать ущерб, полученный в ходе бесконтактного ДТП?
Когда вы обращаетесь к своему страховщику за страховкой от бесконтактной автомобильной аварии, полученный вами отказ будет законным, и при рассмотрении апелляции суд встанет на сторону страховой компании.
Требовать возмещения ущерба следует в компании страховщика гражданина, признанного виновным в происшествии. Если страховщик правонарушителя не желает оплачивать расходы по устранению ущерба, необходимо попросить потерпевшего составить письменный отказ. Только на основании этого документа может быть подана дальнейшая апелляция.
Имея письменный документ о несогласии страховщика производить страховые выплаты, потерпевший может обратиться в суд. Как правило, при наличии протокола, подтверждающего вину водителя, создавшего аварийную ситуацию, судья принимает позицию истца и обязывает СК оплатить расходы, понесенные в случае бесконтактной аварии.
Довожу до вашего сведения
Если при обращении в страховую компанию выясняется, что она прекратила свое существование, существует еще один шаг между прямым обращением за выплатой в СК и в суд, где потерпевший должен подать заявление о компенсации: это Российский Союз автостраховщиков.
Результат этого обращения может быть следующим:
- Компенсация PCA ущерба участникам, пострадавшим в ДТП.
- Отказ от оплаты.
важно, чтобы любой отказ от PCA также был записан. На основании этого документа, а также протокола, составленного на месте происшествия, пострадавший должен обратиться в суд.
Судебная практика
В бесконтактной автокатастрофе передача разрешения спора в суд — довольно частое явление, что связано со сложностью доказательства вины одного из участников движения, а также нежеланием страховщиков возместить ущерб.
Основным предметом споров, как правило, является толкование правил, регулирующих поведение автомобилиста в аварийной ситуации.
Статьей общего значения здесь будет норма ГК РФ (ст. 1079), которая предусматривает ответственность владельцев источников наибольшей опасности при их взаимодействии. Однако его применение в случае бесконтактной аварии некорректно, поскольку законодателем предусмотрен специальный нормативный акт, правила которого применяются для регулирования представленных правоотношений — статья 14.1 Федерального закона «Об ОСАГО».
Судебная практика показывает, что при наличии достаточных доказательств вины одного из участников движения (создавшего препятствие) судья принимает сторону потерпевшего.
В одном из постановлений Верховного Суда РФ трактовка понятия «взаимодействие» автомобилей в ДТП была установлена в контексте создания страховщика, который обязан осуществлять страхование.
Тогда гражданин В., пострадавший в результате бесконтактного ДТП, обратился к своему страховщику с требованием страхового возмещения на основании положения части 3 статьи 1079 ГК РФ, в чем ему было отказано, мотивируя это тем, что нет, не было взаимодействие между двумя автомобилями.
Затем потерпевший обратился в суд и получил положительное решение с раскрытием понятия взаимодействия, как создание помех одной машине для другой.
Страховая компания обжаловала это решение, сославшись на положение статьи 14.1 Федерального закона «Об ОСАГО», где «взаимодействие» рассматривается только в аспекте ДТП и обязательства по возложению обязательства по оплате страхования виновного СК.
Однако апелляция была отклонена и обжалована страховщиком в Верховном суде, который положил конец этому делу, признав, что решения судей первой инстанции ошибочны, как положения Закона «Су ОСАГО», как особый нормативный акт закон должен применяться к представленным юридическим отчетам, а «взаимодействие» следует рассматривать как прямое столкновение автомобилей».
Согласно предписаниям Верховного суда, в силу статьи 12 Закона об ОСАГО для получения выплат необходимо обратиться в страховую компанию лица, виновного в бесконтактном ДТП.
Нюансы
Основные характеристики бесконтактных аварий следующие:
- сложность установления вины одного из участников;
- частые случаи ухода виновного водителя с места происшествия;
- отсутствие свидетелей аварии;
- возмещение ущерба, понесенного страховщиком лица, препятствовавшего движению;
- упущение сотрудниками ГИБДД мелких нюансов при записи бесконтактной аварии, что в дальнейшем не позволяет восстановить точную картину произошедшего и установить виновного.
Запрос | Отвечать |
---|---|
Что означает понятие «бесконтактное ДТП»? | Отсутствие прямого физического контакта между автомобилем преступника и потерпевшим. |
Как действовать при участии в ДТП бесконтактного типа? | Первым делом необходимо позвонить в ГАИ для установления виновника аварии. |
Кто должен возместить ущерб? | Ущерб возмещается компанией страховщика гражданина, создавшего чрезвычайную ситуацию. |
Что делать, если у виновного нет ОСАГО? | В представленной ситуации вам следует обратиться в PCA или в суд. |
обязательно ли столкновение с автомобилем третьего лица? | Нет, столкновение может произойти как с автомобилем, так и с муниципальным, частным, государственным имуществом (столбы, заборы, деревья и т.д.) |