Монреальская конвенция о международных авиаперевозках

Монреальская конвенция о международном воздушном транспорте

28 мая 1999 г. 52 страны подписали «Конвенцию об унификации некоторых правил международного воздушного транспорта» (MK99). Монреальская конференция ознаменовала начало принципиально нового этапа во взаимоотношениях авиакомпаний и пассажиров.

Изменения готовились давно, но странам так и не удалось согласовать новые правила и ограничения в отношении компенсации за некачественные услуги воздушного транспорта.

Изменение в системе назрело, потому что французский золотой франк времен Анри Пуанкаре (официальный денежный эквивалент ограничений в документе) больше не использовался в качестве валюты. Бурное развитие авиации в 20 веке только укрепило международное сообщество в его попытке изменить устаревшие правила.

Когда вступила в силу

Пункт 6 статьи 53 предусматривает, что документ вступил в силу 4 ноября 2003 г. — через шестьдесят дней после того, как ратификационный документ был направлен в депозитарий Соединенными Штатами, 30-й страной из 52 подписавших.

Для всех стран, которые ратифицируют Конвенцию после даты, указанной выше, днем ​​ее вступления в силу считается шестидесятый день после сдачи на хранение ратификационной грамоты. В письме подтверждается приверженность страны этой конвенции.

В преамбуле и статье 55 говорится, что участники, руководствуясь положениями и правилами, установленными Чикагской конвенцией от 7 декабря 1944 года, соглашаются вместо этого принять ее:

  • конвенция, принятая в Варшаве 12 октября 1929 г;
  • сопутствующие документы — Гаагский протокол от 28.09.1955 и Гвадалахарская конвенция от 18.09.1961.
  • Таким образом, государства, ратифицировавшие конвенцию, подтверждают свои обязательства по возмещению истцам ущерба, связанного с некачественным предоставлением авиакомпаниями международных транспортных услуг.

    Официальным депозитарием MK99 является Международная организация гражданской авиации (ИКАО).

    Список стран Монреальской конвенции о международных воздушных перевозках

    Страны, присоединившиеся к реализации конвенции, официально используют шесть языков для общения, включая русский. В начале 2020 года документ одобрили 120 государств. Первые тридцать штатов стали полноправными членами 4 ноября 2003 года.

    Несмотря на то, что представители Российской Федерации разрабатывали положения конвенции, российская ратификационная грамота была представлена ​​в ИКАО только восемнадцать лет спустя и вступила в силу 21 августа 2017 года.

    Размер компенсации пассажирам за нарушение договора воздушной перевозки пассажиров, багажа и груза в соответствии с Монреальской конвенцией значительно превышает размер, установленный требованиями Воздушного кодекса Российской Федерации (в редакции от 04.06.2018 г. № 60-ФЗ).

    Таким образом, авиакомпании всячески избегали большого увеличения расходов в связи с обращениями граждан в суды. Все очень просто. Достаточно проанализировать данные о доле России в общем количестве серьезных авиакатастроф с 1999 по 2017 гг.

    Если бы Россия была участницей конвенции, размер компенсации мог бы достичь астрономических размеров. Только после того, как парк самолетов был значительно обновлен, высшее руководство страны приняло критическое решение присоединиться к MK99.

    Некоторые страны еще не сочли возможным ратифицировать документ:

  • большинство из них — развивающиеся страны Африки и Азии;
  • малые островные государства Океании;
  • часть стран СНГ (Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан, Беларусь).
  • В большинстве стран, не ратифицировавших MK99, действует Варшавская конвенция от 12.10.1929. Но есть государства, которые не признают на своей территории никакого другого законодательства, кроме национального. Это не мешает им с разной степенью успеха обеспечивать своих клиентов международными авиаперевозками и пассажирами.

    Сфера применения

    Сфера применения MK99 и BK29 — международный воздушный транспорт.

    К ним относятся:

    1. Перемещайте товары и пассажиров из одной страны в другую.
    2. Начальная и конечная точки маршрута должны находиться в странах, ратифицировавших MK99.
    3. Если самолет взлетает или приземляется за пределами территории этих стран, пассажиры подпадают под юрисдикцию BK29 или национального законодательства.

    Например, Таиланд не участвует в каких-либо международных соглашениях о воздушных перевозках. Однако для пассажира, имеющего полный билет (договор перевозки) из Москвы в Бангкок и обратно, конвенция применима, поскольку пункты отправления и прибытия находятся в стране, являющейся участницей конвенции.

    Но владелец билета на чартерный рейс из Бангкока в Москву и обратно сможет потребовать компенсацию только в соответствии с законодательством Таиланда. Давайте кратко рассмотрим, чем отличается предыдущий учредительный документ от только что принятого в Канаде.

    Таблица 1. Основные положения ВК29 и МК99.

    Варшавская конвенция  Монреальская конвенция
    1. Он обязывает авиаперевозчика возместить пассажиру ущерб, причиненный во время полета. 1. То же, конечно.
    2. Ограничьте размер ответственности на одного пассажира 125 000 франков. 2. Он не предусматривает ограничения размера компенсации перевозчика, не превышающей лимит СПЗ.
    3. Освободить перевозчика при наличии форс-мажорных обстоятельств или халатности со стороны потерпевшего. 3. Точно так же.
    4. Он лишает перевозчика права ограничить ответственность, если ущерб доказан. 4. Освободить перевозчика от ответственности в случае причинения пассажиру вреда третьими лицами.

    Основное отличие МК99 от ВК29 в том, что теперь только переводчик обязан доказать, что он не виновен в причинении ущерба пассажиру. Актер освобожден от обязанности доказывать свою невиновность.

    Единственная обязанность истца — доказать размер причиненного ущерба. Как правило, стороны заключают мировое соглашение, которое не противоречит следующему решению суда.

    Ответственность авиакомпаний

    Российское законодательство предусматривает минимальную компенсацию за авиапассажирский транспорт — 2 025 000 рублей. Сумма гарантирована ВК РФ и Законом о страховании ответственности перевозчика № 67-ФЗ от 14 июня 2012 г. (в данный закон внесены изменения приказом Минтранса РФ от 26 июля 2017 г. № 277_ О внесении изменений… (ст. 1), которым установлены нормы ответственность за все виды транспорта).

    Минимум учтен в окончательной сумме компенсации для MK99. Сумма значительно меньше указанной MK99. Пассажиры часто путают положения российского международного и национального законодательства вне зависимости от сферы действия конвенции.

    Лучший помощник в такой ситуации — грамотный юрист. Минимальная плата применяется при международных авиаперевозках только при действии законодательства Российской Федерации.

    Воздушное путешествие — это время, которое пассажир проводит в аэропорту перед вылетом, после приземления и в самолете.

    Если перевозчик смог доказать и предоставить суду данные о том, что он полностью обеспечил безопасность при авиаперевозке, суд освобождает его от обязанности выплатить пассажиру сумму компенсации.

    Все без исключения крупные авиакомпании, осуществляющие международные перевозки, тратят большие деньги на содержание штата профессиональных юристов, специализирующихся на рассмотрении судебных исков в области авиации.

    При задержке рейса

    Как отмечалось выше, задержки рейсов обходятся авиакомпании в 4694 СПЗ на пассажира. Однако обязательства, взятые на себя странами-участницами конвенции, не мешают авиакомпаниям действовать по особым правилам, снижающим максимально возможную сумму платежей.

    Например, согласно постановлению ЕС 261/2004 (для стран-членов ЕС) при задержке менее 3 часов применяются следующие правила:

    Таблица 2. Размеры компенсации за задержку рейсов в странах ЕС.

    Задержка, ч Автономность полета, км Размер компенсации, евро
     до 3 до 1,5 тыс. 250
     до 3 1,5 — 3,0 тыс. 400
     до 3 более 3,0 тыс. 600

    Если коротко говорить об условиях наступления платежного события, то для получения компенсации пассажиром необходимо безоговорочно установить вину перевозчика, не считая случаев забастовок, терактов, ухудшения погодных условий.

    При проволочке с грузами

    Пределы международной перевозки грузов по воздуху определяются положениями Конвенции (статьи 18, 22). Вредным считается только то, что испортило груз во время перевозки под защитой перевозчика.

    Товары, перевозимые по договору с другими видами транспорта, ущерб учитывается в общей сумме.

    Ответственность за авиаперевозки может быть уменьшена или полностью снята судьей, если будет доказано:

  • наличие дефекта
  • нарушение правил упаковки
  • наличие враждебности
  • наличие законодательной или подчиненной страны импорта, экспорта или транзита.
  • Лимит перевозимого груза в случае повреждения или утери — 19 СПЗ за 1 кг. Если процентная ставка устанавливается по особому запросу отправителя и уплачивается специальный налог, выплачивается сумма, не превышающая ранее объявленную.

    Предельные суммы возмещения ущерба пассажирам

    Пределы ответственности перевозчика в MK99 имеют следующие значения (Таблица 3):

     Смерть  113 100 СПЗ
     Повреждение багажа  1 131 SDR
     Повреждение груза 1 кг  19 SDR
     Задержка рейса  4 694 СПЗ

    Перевозчик не имеет права оспаривать сумму менее 113.100 SDR по решению суда. Он обязан платить. Если размер ущерба больше, авиакомпания должна доказать свою невиновность.

    Хранитель проверяет лимиты ответственности каждые пять лет. Как правило, они увеличиваются за счет инфляции.

    Конвенция дает потерпевшему право выбирать страну, в которой будет проходить разбирательство, в зависимости от места:

  • регистрация перевозчика;
  • осуществлять основной бизнес перевозчика;
  • заключение договора;
  • место назначения;
  • место жительства пассажира, если авиакомпания туда выполняет рейсы.
  •  Основные правила выплаты максимальной компенсации

    Процедура платежей, валютных расчетов и перевода СДР в национальных валютах осуществляется по обменному курсу на день вступления в силу решения суда (статья 23).

    Денежная стоимость компенсации, присужденной одной из сторон, представляет собой специальные права заимствования (СДР). SDR — это безналичный платежный инструмент МВФ.

    Перевод суммы, относящейся к СПЗ, осуществляется в день вступления в силу решения суда (п.1 статьи 23):

  • по методике МВФ — для членов МВФ;
  • по своей методике — для нечленов МВФ.
  • В случае задержки страны, не являющиеся членами МВФ, могут применить собственный метод передачи прав на специальную денежную единицу: стоимость 65,5 мг 900 золота по курсу, установленному национальным валютным регулятором.

    Согласие присоединившихся к конвенции стран соблюдать установленные правила и требования значительно увеличивает размер компенсации авиаперевозчиков для граждан. Следует отметить, что правила расчета сумм намного проще, чем по морскому праву.

    Пассажиры могут значительно повысить шансы на максимальное возмещение ущерба, причиненного авиаперевозчиком, с помощью специализированных юридических фирм, которые предоставляют услуги в рамках предварительного судебного процесса.

    Их комиссионные довольно высоки, но профессионализм сотрудников позволяет клиентам рассчитывать на более высокую компенсацию. И безопасно лететь на отдыхе в Европу, Турцию, Египет и другие страны, популярные у российских туристов.

    Видео: Монреальская конвенция изменит работу российских авиакомпаний.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Помощь на дорогах, автоюрист, статьи по штрафам и ДТП
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: