Антиблокировочная тормозная система, или ABS, представляет собой систему активной безопасности, которая полностью интегрирована в тормозную систему и предназначена для предотвращения блокировки колес при торможении автомобиля или другого транспортного средства. Благодаря работе АБС курсовая устойчивость и управляемость автомобиля сохраняется даже при резком нажатии на педаль тормоза, что повышает безопасность движения автомобиля.
ABS — это электромеханическая система: электронный блок ABS отвечает за управление, получение информации от датчиков и передачу команд на тормозные цилиндры. Блок ABS обеспечивает эффективную работу тормозной системы на максимальном уровне тормозного усилия и без блокировки колес.
Устройство и основные компоненты
Система ABS состоит из следующих элементов:
- датчики, установленные на ступицах колес автомобиля;
- гидравлический блок;
- ЭБУ, который получает информацию от датчиков и передает команды на гидроагрегат.
Гидравлический блок АБС состоит из насоса, клапанов регулирования давления и гидроаккумуляторов.
Принцип работы системы
Работа АБС состоит из трех последовательных фаз.
- Повышение давления в тормозном цилиндре из-за давления в тормозной системе и открытого впускного клапана. Если датчики ABS регистрируют слишком быстрое снижение скорости вращения колес, ЭБУ дает команду закрыть впускной клапан.
- Удерживайте давление. Блок управления двигателем поддерживает постоянный уровень давления, несмотря на действия водителя, благодаря чему достигается максимальная тормозная мощность. При чрезмерном снижении скорости вращения колеса и угрозе его блокировки начинается следующий этап работы АБС.
- Сбросьте давление, открыв сливной кран и закачав тормозную жидкость. После того, как скорость вращения колеса вернется в норму, сливной клапан закрывается. Цикл повторяется с самого начала.
Последовательная частота всех этапов срабатывания АБС может составлять до 10 раз в секунду, в зависимости от типа автомобиля и поколения АБС.
Поколения АБС
ABS можно назвать идеей немецкого автомобилестроения. Впервые в 1970 году компания Daimler-Benz представила работающую антиблокировочную тормозную систему под названием «ABS 1». Первое поколение имело существенные недостатки и в серийное производство не пошло. Чтобы исправить ситуацию, специалисты компании Bosch были привлечены к работе над антиблокировочной тормозной системой. В 1978 году инженеры Bosch представили второе поколение ABS, которое было установлено в качестве опции на роскошных автомобилях, а затем и на массовых моделях
С каждым поколением АБС становилась совершеннее, уменьшались ее вес и габариты. С 1980-х годов система распределения тормозных усилий (EBD) была интегрирована в ABS. С начала 21 века антиблокировочная тормозная система стала обязательным элементом новых автомобилей, продаваемых в Европейском Союзе.
В 2010 году инженеры Bosch выпустили АБС 9-го поколения (аналог показан на схеме).
Вес гидроблока последней модели системы составляет 1,1 кг, что в 6 раз меньше, чем у прародителя, появившегося в 1978 году.
Плюсы и минусы системы ABS
Встроенная в тормозную систему АБС дает автомобилю несомненные преимущества:
- в большинстве случаев сокращается тормозной путь;
- сохраняется контроль и при экстренном торможении, благодаря чему можно избежать несчастных случаев;
- сохраняется устойчивость коробки передач при торможении на поворотах;
- от водителя требуется меньше навыков вождения.
В некоторых случаях наличие АБС на автомобиле может обернуться недостатком.
Недостатки антиблокировочной тормозной системы могут проявляться при торможении на дорожном покрытии с недостаточным сцеплением с дорогой.
- При торможении на скользкой, рыхлой или ухабистой поверхности, такой как снег, песок или лед, тормозной путь увеличивается. При торможении на снегу или льду АБС снижает эффективность шипованной резины, а также система предотвращает создание «эффекта плуга», позволяющего тормозить при движении по песчаной поверхности.
- Также возникают проблемы при торможении на трассе с неоднородным покрытием, например, на асфальте с изолированными участками, покрытыми снегом или льдом. ABS не может подобрать наиболее эффективное тормозное усилие, поэтому тормозной путь автомобиля может увеличиться.
- Недостатки проявляются при движении по неровному асфальту, покрытому трещинами, неровностями и ямками. ABS пытается разблокировать колесо, которое отскочило от неровностей и зависло в воздухе, что приводит к общему снижению эффективности торможения. В результате увеличивается тормозной путь автомобиля.
- АБС полностью отключается на малых скоростях автомобиля (менее 5 км / ч). Поэтому торможение «на земле» на такой скорости может привести к нештатным ситуациям, например, на крутом спуске.
В большинстве случаев недостатки АБС можно компенсировать увеличением расстояния и снижением скорости движения по небезопасным поверхностям.
Подведем итоги
Система ABS — один из основных помощников водителя, позволяющий поддерживать устойчивость и управляемость автомобиля при торможении. До 90% всех новых автомобилей теперь в стандартной комплектации оснащены антиблокировочной тормозной системой. Однако панацеей это назвать нельзя: АБС только помогает избежать аварийных ситуаций при торможении, а не предотвращает их полностью.