Многим знакома ситуация: одно колесо машины скользит по льду, а другое твердо стоит, и почему? Но ведь между ними нет жесткой механической связи. Для внедорожников была разработана механическая блокировка дифференциала, которая соединяла колеса одной оси в жесткую насадку.
Но механический замок не лишен недостатков. После изобретения АБС конструкторы начали внимательно ее изучать: можно ли сделать что-то вроде механической блокировки дифференциала, но с помощью гидравлики? Электронная блокировка дифференциала была разработана для замены ручных механических блокировок дифференциала.
Действительно, дифференциал не блокируется, но сами колеса тормозятся, но поскольку результат работы устройства внешне похож на блокировку дифференциала, его назвали так — электронной системой блокировки.
Принцип работы
Датчики ABS, расположенные на ступицах колес, собирают информацию о скорости вращения колес и передают ее в электронный блок управления. Как только колесо начинает пробуксовывать, электронный блок подает команду на электромагнитные клапаны, которые начинают действовать на тормозные колодки и замедляют колесо. Крутящий момент на колесе увеличивается, перестает проскальзывать, со временем прилипает к дорожному покрытию. В этот момент мозг устройства теряет хватку, колесо отпускается.
Виды
EDS
EDS (Elektronische Differenzialsperre) — первая разработка в этом направлении. В переводе это означает электронная блокировка дифференциала или, как показано выше, правильнее называть имитацией электронной блокировки дифференциала. Назначение системы — предотвратить пробуксовку ведущих колес при трогании с места.
Самая простая система такого типа установлена на многих недорогих автомобилях марок Nissan, Renault и других.
XDS
это эволюционное развитие системы EDS, дополненное новым электронным блоком и программным обеспечением, которое позволяет более точно управлять автомобилем на поворотах. Всякий раз, когда при входе в поворот, система обнаруживает разгрузку колеса, катящегося по внутреннему радиусу, она замедляет его, тем самым обеспечивая более точный поворот. Эта система была разработана специалистами Volkswagen.
EDL
Система EDL (электронная блокировка дифференциала) аналогична системе EDS, это просто сокращение на английском и немецком языках.
Синоним, используемый для автомобилей, произведенных не немецкими компаниями.
Другие
Производители автомобилей постоянно развивают опытно-конструкторские работы, и время от времени появляются анонсы улучшенных систем, но в принципе они ничем не отличаются от описанных выше.
Устройство и основные элементы
Стандартные компоненты описываемых систем следующие:
Разновидности системы
Все типы устройств различаются только конструкцией узлов и программным обеспечением. Каждый производитель автомобилей хранит свои разработки в секрете, все тонкости алгоритма работы можно классифицировать: пользователь оценивает работу по конечному результату.
Одним из комбинированных решений является ETS — антипробуксовочная система, которая помимо задач, описанных выше, выполняет еще и задачу оптимизации разгона автомобиля на дорогах с любым типом покрытия.
Применение
Электронные системы блокировки используются на известных брендах: Audi, Mercedes, BMW, Nissan, Volkswagen и др.
EDS используется в Nissan Pathfinder и Renault Duster,
ETS — для Mercedes ML320,
XDS — для Skoda Octavia и Volkswagen Tiguan.
Плюсы и минусы электронной блокировки
Преимущества блокировки очевидны: машина легче заводится, реже буксует и блокируется, уверенно поворачивает. Экономьте топливо благодаря уменьшенному скольжению.
Обратной стороной является то же самое, что и преимущество: у водителя возникает ощущение всемогущества и полного контроля над ситуацией, но это не так: водителю не следует переоценивать электронные устройства и вести машину осторожно.
Часто задаваемые вопросы
Повышает ли система проходимость автомобиля?
Да, в случае льда или грязи под колесами вероятность застрять практически нулевая.
Насколько быстро работает система?
он эффективен на скоростях от нуля до восьмидесяти километров в час. Он был объявлен на некоторых моделях автомобилей представительского класса, где он также работает со скоростью 100 км в час.
Вам нужны особые навыки вождения, чтобы им пользоваться?
Нет, водитель даже не почувствует, что замки работают.
Вывод
Электронная система блокировки дифференциала — полезное изобретение, которое улучшает навыки вождения автомобиля, повышает безопасность и комфорт водителя. Но это не отрицает постоянного внимания водителя к машине, дорожным условиям, другим участникам дорожного движения, ограничениям скорости. Электроника не заменяет человека.