Нормативный акт, регулирующий режим работы водителей, был принят в 2004 году. Это приказ Минтранса n. 15.
Документ устанавливает режим работы и отдыха водителей, работающих на основании трудового договора. Нормативный акт не распространяется на тех, кто:
Он не работает по трудовому договору. Например, полицейские или военные водители, обязанности которых вытекают из служебного контракта, а также водители, которые предоставляют услуги по гражданско-правовому контракту;
Работает поочередно;
Занимаюсь перевозками между разными государствами.
Работодатель обязан соблюдать требования приказа при планировании работы своих водителей.
Согласно нормативному акту в рабочее время водителя входит:
Время, в течение которого он управляет автомобилем;
Перерывы на отдых (например, обед);
Подготовительные мероприятия незадолго до вылета в рейс, а также работы после окончания смены;
Срок прохождения медосмотра перед полетом;
Стоянка;
Обеспечить сохранность груза;
Находиться на рабочем месте без использования машины.
Кроме того, постановление Министерства транспорта n. 15 содержит следующие положения, касающиеся рабочего времени водителя:
Общая продолжительность рабочего времени в течение одной недели не должна превышать 40 часов. Если водитель работает пять дней в неделю, то дневная продолжительность работы должна составлять 8 часов, если в неделю шесть дней — 7, а по субботам 5 часов;
Если специфика деятельности водителя не позволяет придерживаться сорокачасовой рабочей недели, то общим рабочим временем считается несколько месяцев (до трех). При таком методе контроля отработанного времени смена не может длиться более 10 часов, а количество отработанных часов за семь дней не может превышать 56;
Рабочий день водителя автобуса или другого общественного транспорта можно разделить на два. Каждая его часть не может быть больше 5 часов, а перерыв между ними составляет 2 часа (однако работодатель может увеличить его до 3). В этом случае водитель имеет право делать пятнадцатиминутные перерывы во время движения. Они, как и обед, не входят в перерыв между двумя частями смены;
В сутки время находиться непосредственно за рулем и управлять автомобилем не должно быть более 8 часов;
Время с учетом сверхурочной работы не должно превышать 12 часов в сутки.
Отдых
В остальном водитель регулируется следующим образом:
Водителю должен быть предоставлен обеденный перерыв продолжительностью не менее получаса и не более 2 часов. Если смена длится более 8 часов, работодатель должен предусмотреть два таких перерыва;
Время отдыха водителя должно быть вдвое больше его рабочего времени. При суммированном методе исчисления рабочего времени продолжительность отдыха должна быть не менее 12 часов в день, но может быть уменьшена на 3 часа, если для отдыха необходимо добраться до особого места;
Общая продолжительность отдыха в течение недели не может быть менее 42 часов;
На междугородних маршрутах водитель отдыхает не менее 11 часов. Работодатель вправе сократить это время на 3 часа. Такое сокращение может производиться не более трех раз в течение недели, но на следующей неделе необходимо предоставить сотруднику столько времени для отдыха, сколько ранее сокращался отдых;
В выходные и праздничные дни водитель привлекается к работе только с его согласия, которое он дает в письменной форме. При этом для такой работы отводят свободное время или платят за него в два раза больше.
Как трактовать, если машиной управляют двое?
В случае, если автомобилем управляет бригада из двух водителей, к ним как к водителю применяются точно такие же правила. Постановление содержит только одно исключение в этом отношении. Таким образом, если два человека управляли автомобилем в течение 30 часов на междугородних рейсах, каждый из них должен был отдыхать не менее 8 часов подряд.
Другими словами, если предположить, что водители ведут машину одинаково, то получается, что каждый из них проехал на машине 15 часов 30 часов, и эти 15 часов должны иметь 8 и более часов отдыха.
Ответственность за нарушения
В настоящее время ответственность за несоблюдение режима труда и отдыха возлагается только на водителя. Это устанавливает часть 2 статьи 11.23 КоАП РФ. Наказание за это — административный штраф от 1000 до 3000 рублей.
Однако работодатель часто заставляет водителя работать с нарушением требований Приказа № 15. В связи с этим весной 2018 года правительство России подняло вопрос о введении наказания для таких недобросовестных предприятий. Если Госдума поддержит данную инициативу, соответствующие изменения будут внесены в статью 11.23 КоАП.
Последние изменения
Постановление действует с поправками от мая 2018 года. В него внесены следующие изменения:
Водитель любого типа автомобиля через 4 часа после начала движения должен остановиться и сделать 15-минутный перерыв для отдыха. В дальнейшем этот перерыв требуется каждые 2 часа;
Смена водителя, осуществляющего междугородние перевозки, может быть продлена до 12 часов, если необходимо добраться до специально отведенного для отдыха места;
Установленные правила работы не распространяются на водителей пожарных и спасательных служб.