Согласно закону, даже самое маленькое ДТП должно быть зарегистрировано надлежащим образом. Проведенная процедура позволит установить виновных и потерпевших, предоставить достаточные доказательства и аргументы для получения компенсации. Диаграмма аварий — важный официальный документ, который становится основой для анализа ситуации. Это учитывается в судебном процессе, необходимо рассчитывать страховые выплаты. От правильности его составления зависит многое, поэтому каждый водитель должен знать основные требования к рисованию, иметь навыки его применения.
- Что должно быть в схеме ДТП
- Для чего нужна схема
- Кто должен составлять документ
- Сотрудниками ГИБДД
- Водителями для страховой компании
- Когда нельзя самостоятельно составлять схему
- Методика составления схемы
- Как правильно нарисовать план в европротоколе самостоятельно
- Типовые схемы
- При наличии более двух участников
- При ДТП на дворовой территории
- Используемые обозначения
- Требования к различным видам схем
- Европротокол
- Стандартное ДТП
- Последствия в случае неправильного составления схемы ДТП
- Если один из водителей отказывается подписать схему ДТП
Что должно быть в схеме ДТП
К рассмотрению принимается только такой документ, содержащий всю необходимую информацию. Иногда его оформляют без участия ГИБДД, поэтому каждый водитель должен знать, на какие моменты обращать внимание.
Согласно требованиям режима ДТП в него должны входить:
Чтобы составить правильную схему дорожно-транспортных происшествий, необходимо использовать специальные обозначения. Они упростят чтение плана и позволят избежать двусмысленности.
Режим ДТП используется в судебных процессах, а также необходим для расчета страховых выплат.
Для чего нужна схема
Основная цель схемы ДТП — сохранить на бумаге все характеристики дорожной обстановки. Заверенный подписями инспектора ГИБДД и / или участников ДТП документ приобретает статус документа. С его помощью проводится анализ времени аварии, ее обстоятельств и причин. Графический план столкновения объектов на дороге обязательно содержит информацию обо всех объектах, которые участвовали в аварии (даже косвенно). Эти схемы учитываются при рассмотрении дела в суде, выявлении виновника ДТП. Необходимо получить компенсацию по ОСАГО, а иногда и по КАСКО. Важно понимать, что информация, указанная на схеме, не должна противоречить данным, полученным с помощью средств фото- и видеозаписи.
Кто должен составлять документ
Особенности составления схемы аварии зависят от обстоятельств аварии, ее тяжести и количества участников аварии. В одних случаях водители должны сами составлять схему ДТП, в других они не имеют на это права, поэтому присутствие инспектора ГИБДД обязательно. Нарушение общепринятых правил может привести к тому, что документ утратит испытательный статус и не будет принят к рассмотрению.
Сотрудниками ГИБДД
Если на место происшествия вызывается патруль ГАИ, ответственность за выполнение схемы ложится на инспектора. Затем заверяйте документ своей подписью. Для оформления документа сотрудник использует данные, полученные при визуальном осмотре места, опросе участников ДТП и очевидцев. Бывает, что инспектор консультирует водителей по телефону, разрешает им самому составить схему и подкрепить ее фотографиями и видеоматериалами. Затем участники аварии посещают ГИБДД, где подробно разбираются с ситуацией.
Водителями для страховой компании
Чтобы составить законную схему дорожно-транспортного происшествия для страховой компании, вам необходимо заполнить специальную форму уведомления о дорожно-транспортном происшествии. Важно помнить, что Великобритания не примет в качестве доказательства только одно доказательство. Также стоит учесть, что для чертежа в типовой форме не так много места, поэтому на самой схеме должны быть отражены только основные и наиболее важные моменты. В уведомлении указаны дополнительные пункты, где можно указать место удара и особенности выполнения маневров.
Когда нельзя самостоятельно составлять схему
В некоторых ситуациях, даже если вы правильно составите план возмещения ущерба для суда или страховой компании, вы можете столкнуться с отказом его рассматривать. В особо сложных случаях и при серьезных авариях только сотрудник ГИБДД имеет право изложить ситуацию на бумаге.
График ДТП составляет инспектор ГИБДД только в том случае, если:
Бумажная схема приобретает юридическую силу после подписания сотрудником ГИБДД или участниками дорожно-транспортных происшествий.
Если вы сомневаетесь, стоит ли составлять схему без сотрудников ГИБДД, лучше позвонить в ГИБДД и уточнить этот момент.
Методика составления схемы
Если инспектор ГИБДД фиксирует ДТП, для рисования можно использовать лист бумаги в клетке или обычную писчую бумагу. Для составления схемы водителям следует использовать форму Европротокола, где для этих целей отведен пункт 17. Копию извещения о несчастном случае можно получить в страховой компании при оформлении страховки: менеджер обязан дополнить свои инструкции по заполнению документа.
Как правильно нарисовать план в европротоколе самостоятельно
Характеристики нанесения изображения не регламентированы, а прорабатываются на практике. Документ может содержать графические символы, буквы и цифры, схема нанесена в виде «вида сверху». Для его рисования можно использовать синюю или черную шариковую ручку. Элементы рисунка должны быть общепринятыми, понятными, разборчивыми и при необходимости расшифрованными. Исправления, использование консилеров и других методов очистки недопустимы.
Согласно правилам оформления, в схеме аварии должны быть только схематические данные, а в уведомлении указываются следующие моменты:
Схема составлена по принципу лестницы. По возможности сопровождается фото- или видеоматериалом.
Несмотря на то, что в некоторых случаях разрешается составить план даже через несколько дней после аварии, лучше нарисовать его на месте.
Схема должна быть составлена аккуратно, без использования корректоров.
Типовые схемы
На сайте Российского союза автостраховщиков можно найти множество примеров схем ДТП, составленных на основе грубых обстоятельств, приведших к ДТП. Это подробные чертежи, сопровождаемые инструкциями по распределению обязанностей между водителями. Они используются при составлении Европротокола при условии, что участники аварии пришли к соглашению и в аварии нет пострадавших.
При наличии более двух участников
Обычно в таких ситуациях необходимо составить схему ДТП сотрудниками ГИБДД. При создании планов важно учитывать порядок приоритетов. В частности, если водитель в результате своих маневров задел два автомобиля одновременно, составляются два чертежа, по одному с каждым из участников аварии. В этом случае в столбец n добавляются данные о третьем автомобиле и его водителе. 4 на обратной стороне уведомления.
При ДТП на дворовой территории
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 28.07.2012 г. 40, аварии на стоянке, во дворе и на любой территории, прилегающей к дорогам, регистрируются по тем же правилам, что и аварии на дорожном покрытии. Мероприятия по ОСАГО также застрахованы. По статистике, очень часто такие ДТП оформляются без участия ГИБДД, но если между участниками ДТП не удается договориться, вызывается патруль ГИБДД.
Используемые обозначения
При составлении схемы ДТП используются специальные универсальные символы, чтобы любой желающий мог прочитать рисунок. В частности, свои обозначения имеют легковые и грузовые автомобили, мотоциклы и посторонние предметы. Специально указываются направление движения автомобиля, место аварии, тормозной путь, дорожная разметка и светофор. Дорожные знаки могут быть нарисованы или обозначены цифрами в соответствии с правилами дорожного движения
Требования к различным видам схем
Инцидент можно зарегистрировать с использованием упрощенной или стандартной процедуры. Это зависит от того, как будет отработана схема конкретного ДТП.
Европротокол
Вариант упрощенной схемы дорожно-транспортных происшествий, составление которой не требует вызова инспектора ГИБДД и сбора дополнительных документов. Использование Европротокола позволяет ускорить расчет и выплату страхового возмещения. Такой подход возможен только в том случае, если в аварии участвуют не более двух транспортных средств. При этом размер ущерба не превышает 100 тысяч рублей, здоровью пострадавших не было причинено никакого вреда, у обоих водителей было ОСАГО, и участники не обсуждали виновника.
Составление европротокола возможно при незначительных авариях и при условии, что участники не пострадали.
Стандартное ДТП
При невозможности применения упрощенного порядка составляется аварийная схема типового образца. В этом случае на место происшествия вызывается патруль ГИБДД, после чего его сотрудник решает, рисовать ли рисунок. В такой ситуации водители только наблюдают за процессом, вносят изменения и проверяют правильность заполнения документов. При таком подходе составляется максимально точный чертеж, по мере того как место аварии обмеряется, все детали фиксируются.
Последствия в случае неправильного составления схемы ДТП
В случае нарушения порядка составления плана ДТП, несоблюдения правил нанесения рисунка или даже пятна при маркировке транспортного средства документ признается недействительным. Он не будет принят к рассмотрению в суде, страховые компании не будут выполнять их требования. Легкомысленное отношение к составлению плана ДТП часто становится причиной невозможности получить от водителя денежную компенсацию, даже при его невиновности. Учитывая тот факт, что потерпевшая больше заинтересована в правильном исполнении акта, именно она должна все проверить перед тем, как поставить свою подпись.
Если один из водителей отказывается подписать схему ДТП
Ответственный подход при составлении программы дорожно-транспортного происшествия позволит вам доказать свою невиновность, своевременно и комплексно получить компенсацию. Каждый водитель должен знать нюансы рисунка и возможные подвохи.