Тюнинг – эффективный способ выделить свой автомобиль из потока других автомобилей, к которому часто прибегают владельцы. Если некоторые изменения безобидны, например, аэрография на кузове или спортивный обвес, то другие создают опасность на дороге. К таким «улучшениям» относится установка на транспортном средстве стоп-сигналов стоп-сигналов (мигалки, дополнительные, с проекцией и т д.). Какой штраф грозит водителям, которые вносят незаконные изменения в конструкцию своих автомобилей? Разберем его в статье.
Что грозит нарушителям?
Представитель ГИБДД может оштрафовать водителя транспортного средства, стоп-сигналы которого не соответствуют Техническому регламенту и ПДД по двум пунктам статьи 12.5 КоАП:
Однако судебная практика показывает, что применение третьего абзаца статьи 12.5 правомерно и оправдано только в случае одновременной замены стоп-сигналов:
Например, стоп-сигналы мигают, и их цвет синий. При наличии только одного нарушения штраф налагается только по первому пункту.
Штраф в 500 рублей нельзя назвать строгим, скорее это вполне оправданное наказание. Мигающие «ножки» отвлекают внимание других участников движения, снижается их концентрация. Кроме того, водители могут обратить внимание на стоп-сигналы впереди идущего транспортного средства, поскольку они гаснут и не успевают вовремя затормозить.
Поэтому риск дорожно-транспортного происшествия серьезно возрастает.
Что предписывают правила?
Законодательную основу для выдачи «правильных» стоп-сигналов составляют три документа:
- Часть 3, пункт 1 и часть 7, пункт 18 Приложения к Постановлению Правительства от 23 октября 1993 г. № 1090 «О Правилах дорожного движения». Говорят, менять запрещено:
- Часть 8, пункт 3 Приложения Технического регламента Таможенного союза от 12.09.11 дублирует общие сведения о светотехнических устройствах ПДД, а также предъявляет следующие требования к сигналам торможения:
- Пункт 4.3 ГОСТ 33997-2016 — содержит международные стандарты, применимые к колесным транспортным средствам, и информацию, описанную выше в ПДД и Техническом регламенте (в части светотехнических устройств).
Разрешены ли мигающие сигналы торможения?
Технический регламент запрещает мигать наружными огнями, в частности стоп-сигналами. Они должны постоянно светиться при нажатии на педаль тормоза. Внесение изменений в его конструкцию нарушает установленный производителем режим работы.
Мерцание также нарушает прописанное в ГОСТ требование непрерывности сигнала. Поэтому замена штатных стоп-сигналов мигалками запрещена.
Разрешена ли установка дополнительных сигналов?
Это действие также запрещено, так как в Техническом регламенте четко указано, что разрешенное количество стоп-сигналов – один посередине и два по бокам кузова.
Если производитель предоставляет два сигнала, их нельзя объединить в один непрерывный сигнал. Это будет считаться изменением количества внешних источников света.
Разрешено ли изменение цвета?
Изменение цвета стоп-сигналов допускается, но только при замене лампочек, а не конструкции устройства.
Допустимые цвета:
Разрешена ли светодиодная и лазерная проекция?
Проекция светофоров формально создает повышенное количество сигналов, а это уже является нарушением условий, приведенных в ч. 8 п. 3 Технического регламента.
Конечно, можно попробовать узаконить изменения приборов наружного освещения в ГИБДД, но процедура потребует затрат времени, сил и средств.
Как зарегистрировать изменения?
Алгоритм действий, которые необходимо выполнить для официального журнала изменений, включает следующие шаги:
- Получить разрешение на изменение количества сигналов торможения в ГИБДД (высока вероятность отказа).
- Прохождение независимой технической экспертизы в специализированной организации на предмет допустимости внесения изменений в конструкцию данного автомобиля.
- Установка стоп-сигналов в аккредитованной мастерской, выдающей подтверждающие документы (декларация, акт выполненных работ).
- Сдать экзамен на соответствие реформам закона.
- Пройти государственный технический осмотр.
- Посетите ГИБДД и сдайте автомобиль сотруднику для осмотра.
- При положительном результате будет получен новый КС, где будут записаны проектные изменения.
Конечно, чтобы не получить отказ даже на первом этапе, владелец транспортного средства должен соответствовать требованиям, прописанным в ГОСТ, ПДД и Техническом регламенте.
Заключение
Подведем итоги. На современных дорогах можно встретить автомобили, оснащенные нестандартными стоп-сигналами. Особенно часто их устанавливают владельцы отечественных автомобилей. Можно предположить, что такие изменения законны, но не распространены, так как не вызывают интереса у большинства автомобилистов. Однако это не так. Изменение конструкции приборов наружного освещения, в состав которых входят стоп-сигналы, влечет наложение штрафа в размере 500 рублей (при наличии нарушения) или лишение прав на длительный срок (при внесении различных изменений, например, неоднородность цвета и подписать). Кроме того, установка нестандартных «стоп-сигналов» повышает риск ДТП, ведь другой водитель может не заметить мигающий сигнал или не понять его смысла.