Программа стабилизации автомобиля (ESP) предназначена для стабилизации автомобиля в сложных ситуациях и предотвращения заноса. Во время маневров избегает бокового скольжения.
С 1959 года многие производители разработали и попытались внедрить устройства контроля устойчивости. Однако из-за отсутствия передовых технологий они были либо неэффективными, либо громоздкими и потребляли слишком много ресурсов, чтобы функционировать.
Первый эффективный ESP был совместно разработан Mercedes-Benz и Bosch. По задумке разработчиков, он назывался ESP (Elektronisches Stabilitatsprogramm) и начали оснащать его автомобилями премиум-класса.
Сегодня в зависимости от производителя и назначения устройство имеет разные названия или обозначается разными аббревиатурами.
Принцип действия
Основная задача устройства — своевременно зафиксировать момент необычного движения автомобиля. Для этого датчики всасывания непрерывно передают информацию о текущем движении машины. Полученные данные сравниваются с типичными версиями, хранящимися в контроллере. Если вы заметили отклонение от установленной программы, устройство включается.
В зависимости от ситуации ESP воздействует на тормозное устройство или на крутящий момент.
Программа предлагает множество вариантов разработки событий и действий по предотвращению чрезвычайных ситуаций.
При заносе
Если при левом повороте автомобиль не выходит на безопасную траекторию, устройство немедленно воздействует на правое переднее колесо. Будет задействована тормозная система, что приведет к смещению пробуксовки. Метод основан на законах физики. Правое тормозное колесо действует как противодействие и стабилизирует ситуацию.
При сносе
В случае заноса при левом повороте ESP активирует дополнительный крутящий момент путем торможения левого заднего колеса. Действия системы направлены на предвидение ситуации. Водитель также может не ощущать помех в процессе вождения, не подозревая, что допустил ошибку при управлении автомобилем.
Обязательность наличия ЕСП
С 2011 года в США и странах ЕС законодательно установлено, что каждое транспортное средство должно быть оснащено программой Elektronisches Stabilitatsprogramm. В российском законодательстве такого условия нет. В РФ наличие контрольного прибора воспринимается как дополнительная опция. Однако это не делает ESP менее полезным или полезным.
Устанавливать ESP на старые машины слишком дорого и ненужно. Новые иномарки и автомобили отечественного производства должны иметь почтовый индекс для получения европейского сертификата соответствия.
Поэтому, несмотря на отсутствие прямых законодательных актов, с 2015 года большинство новых автомобилей российской сборки оснащены системой курсовой устойчивости.
Возможна ли самостоятельная установка
Установка ESP — процесс трудоемкий. Для этого потребуется покупка дорогих запчастей. Кроме того, потребуется новый гидроагрегат. Для установки ESP необходим доступ к блоку управления. Также необходимо будет знать особенности конфигурации установленных в нем программ.
Большую часть машины необходимо будет разобрать и собрать, чтобы установить устройство. Водитель, даже имеющий опыт самостоятельного ремонта автомобиля, не сможет выполнить такую задачу. При необходимости работа поручается специально обученным специалистам.
Неисправности ESP и пути решения проблем
О неисправностях и неисправностях устройства сигнализирует контрольная лампочка на панели приборов. Причины, по которым загорается лампа, включают:
- повреждение или обрыв резьбы любого из датчиков;
- поломка датчика тормоза;
- неисправности электронного блока;
- поломка щеток блока ESP.
ESP — сложное устройство. Попытки отремонтировать самостоятельно часто заканчиваются полным отказом системы.
При обнаружении неисправности автомобиль отвозят на СТО. Сервисный персонал проведет компьютерную диагностику машины и определит причины неисправностей. После этого после обсуждения решений с владельцем неисправность будет устранена.
Преимущества и недостатки системы курсовой устойчивости
Установка устройства стабилизации в основном необходима для обеспечения безопасности движения. Есть автовладельцы, которые негативно отзываются об использовании ESP, считая его не помощником, а своеобразным «поводком» для водителя. Это потому, что система не допускает агрессивного вождения. Однако большинство пользователей замечают множество преимуществ использования ESP. Это включает:
Даже у водителей, негативно относящихся к ESP, недостатков в ее использовании относительно мало. Основные недостатки устройства:
Не все машины оснащены функцией прерывания ESP. Это делает невозможным использование автомобиля на полной мощности. К недостаткам ESP пользователи также относят этот фактор.
Несмотря на недовольство водителей, привыкших к безрассудной езде, для большинства автовладельцев система является полезной функцией. Согласно проведенным исследованиям, наличие в автомобиле работающего ESP снижает риск аварии на 20-30%.