EBD — сокращение от электронного распределения тормозных усилий — это дальнейшее развитие системы ABS. Первоначально ABS — антиблокировочная тормозная система — воспринималась как прорыв в технике безопасности. Его цель состояла в том, чтобы предотвратить блокировку колес, чтобы при экстренном торможении автомобиль оставался прямым и не скользил. И это полностью удачно, система ABS спасла множество жизней и автомобилей, хотя значительно увеличила тормозной путь на зимних шинах. Но они смирились с этим, потому что это меньшее зло.
Однако со временем заметили, что необходимо дополнить эту систему более точной регулировкой тормозных сил, причем не экстренным, а легким торможением, потому что по разным причинам колеса тормозятся по-разному, что создает опасность заноса.
Конструкторы сели за расчеты, за эксперименты, и вот что им удалось выяснить:
- при торможении передняя и задняя оси нагружаются неравномерно — больший вес ложится на переднюю ось. Поэтому задние колеса могут буксовать. Задача заключалась в том, чтобы выровнять тормозные силы по осям, но не формально, а на основе обратной связи датчиков, установленных на ступицах. Датчики следили за колесами, не давая им полностью заблокироваться, это снижает вероятность заноса и износа шин;
- причем торможение машины зависит от нагрузки: есть пассажиры сзади или нет. Система также блокирует эти нюансы;
- колеса могут тормозить неравномерно, если колесо ударится по скользкой или мокрой поверхности. Это было исправлено в системе ABS, но отлично работало только на прямых маршрутах. А сдвиги? Нагрузка на колеса распределяется неравномерно: при повороте центр тяжести машины перемещается на внешние колеса. Здесь также система EBD успешно регулирует тормозное усилие. Это означает, что стало безопасно тормозить на поворотах, чего раньше было категорически не рекомендуется.
Устройство, разновидность и принцип работы
Система работает на базе штатной АБС, по сути поменяли только электронику. Смысл системы состоит в том, чтобы обеспечить одинаковое торможение всех колес, и это достигается путем периодического сброса давления в заблокированных колесах.
Как и прежде, сигналы скорости вращения колес снимаются с каждой оси с помощью датчиков. Сигналы поступают на электронный блок управления, общий для ABS и EBD. Компьютер, установленный в электронном блоке, анализирует информацию и передает сигналы на гидравлические устройства — клапаны тормозной системы, затем открывает и затем закрывает их.
Далее следует обратная связь: сигнал датчика возвращается в блок управления, система повторно анализирует данные и исправляет их — типичная автоматическая обратная связь. Просто и надежно.
Применение EBD
Система начала применяться в конце 1980-х годов. Поначалу это воспринималось как технический трюк, как маркетинговый ход для увеличения продаж автомобилей. Но после нескольких спасенных жизней они начали относиться к этому серьезно, и теперь эта система полностью вытеснила архаичную АБС или, точнее, интегрировала и трансформировала ее. И сейчас он установлен на большинстве автомобилей.
Часто задаваемые вопросы
В чем главный недостаток системы?
Когда система отпускает тормоза, даже на короткое время тормозной путь увеличивается. Эксперты говорят об увеличении тормозного пути на 10-15 процентов. Но это меньшее из зол.
Должен ли я как-то поддерживать систему?
Водителю не нужно вмешиваться независимо от тормозных систем. Все, что ему нужно сделать, это содержать машину в чистоте, проверять уровень тормозной жидкости и сигнальные лампы.
правда ли, что система позволяет тормозить при поворотах?
Правда. На длинных поворотах система гарантирует желаемую траекторию движения автомобиля, его не выбросит на встречную полосу или в кювет. В то же время в крутых поворотах, если нет крайней необходимости, лучше вообще не тормозить.
Спасет ли система вас от заноса, если в повороте машина одним колесом проезжает по льду или песку, а другое — по сухой поверхности?
Да, тесты подтвердили это.
правда ли, что, в отличие от ABS, система работает даже при малейшем нажатии на педаль тормоза?
Да действительно просто легкое давление.
Плюсы и минусы
Преимущества системы в том, что в любой ситуации все колеса автомобиля тормозятся одинаково. Колеса не проскальзывают и не блокируются. Автомобиль сохраняет траекторию, не буксует.
Цена на систему невысока, также ее можно использовать на дешевых автомобилях.
О недостатках мы уже говорили — увеличивает тормозной путь, но конструкторы бьются с этим.
Вывод
Автомобильные тормоза прошли эволюционный путь от барабанных до дисковых, а дисковые тормоза, в свою очередь, обзавелись помощниками: сначала ABS, затем EBD. Эти системы прощают некоторые ошибки в вождении, особенно когда водит новичок, и спасают не только жизни, но и имущество. Но все же следует водить аккуратно, не переоценивая возможности техники, соблюдая ограничение скорости и правила дорожного движения, уважая других участников дорожного движения.