Система ОСАГО, обязательная для всех водителей, сводит к минимуму возможный ущерб от аварии. Если потерпевший ожидает получить компенсацию от страховой компании, выдавшей полис страхования автогражданской ответственности водителю, виновному в аварии, он должен соблюдать определенную процедуру и условия, чтобы связаться со страховой компанией после аварии. Сроки обращения в страховую компанию после претензии установлены законом, несоблюдение может задержать или даже исключить получение компенсации.
Чем регулируются сроки обращения по ОСАГО
Основой для регулирования вопросов, связанных с системой страхования автогражданской ответственности, в том числе о сроке обращения за страховым возмещением, является Федеральный закон от 25.07.2012 г. 40 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
Вопросы страхования, такие как определение страхового полиса, процедуры и гарантий, входят в компетенцию Банка России, поэтому этот орган издает статут в соответствии с настоящим законом. В том числе Положение о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, которое также влияет на сроки обращения в страховую компанию.
Сроки обращения в страховую после ДТП
Срок обращения в страховую компанию зависит от процедуры, в которой было зафиксировано ДТП:
- Общее правило — регистрация ДТП с участием представителей ГИБДД. Когда происходит ДТП, участники уведомляют ГИБДД, описывают произошедшее. Принявший вызов сотрудник ГИБДД дает указания участникам: либо дождаться инспекторов на месте, либо зафиксировать место ДТП на фото и видео, собрать показания свидетелей и прийти в ГИБДД для записи событие там. Эта процедура необходима, когда имуществу участников нанесен значительный ущерб, некоторые участники, пассажиры или случайные прохожие получили травмы или некоторые из участников не обладают полисом ОСАГО.
- В некоторых случаях ДТП могут оформить участники без привлечения сотрудников ГИБДД. Это возможно, если: в аварии пострадали только автомобили, нет ущерба жизни или здоровью; все участники мероприятия имеют политику ОСАГО; причиненный ущерб небольшой и не превышает 100 000 рублей; Стороны договорились, кто виноват в случившемся.
Если регистрация производится в упрощенном порядке, без участия сотрудников ГИБДД. Если потерпевший рассчитывает получить страховое возмещение, он должен обратиться в страховую компанию в течение пяти дней с даты происшествия.
Обратите внимание!
Если стороны выбрали общий порядок регистрации претензии, потерпевший, рассчитывая на компенсацию, должен как можно скорее заявить о ней в страховую компанию.
Что делать, если пропущен срок на обращение в страховую при ДТП
Обратите внимание!
Отказ в связи с пропущенным сроком в случаях, когда было зафиксировано ДТП с участием сотрудников ГИБДД, является незаконным.
Несоблюдение крайнего срока для запроса компенсации от страховой компании, если этот срок был установлен, может быть причиной официального отказа в компенсации.
В первом случае желательно подать жалобу в PCA, прокуратуру или суд, поскольку права заявителя явно нарушены.
Если речь идет о несоблюдении срока, формально страховая компания имеет право отказать, однако, если срок был пропущен по уважительной причине, он может быть восстановлен в суде.
Обратите внимание!
Для положительного решения вопроса в суде других причин для отказа в выплате быть не должно: правильно выбрана страховая компания, в которую обращается заявитель, соблюдена процедура регистрации.
В какую страховую обращаться
Выбор страховой компании также зависит от того, в каком порядке стороны предъявили претензию:
- Если была общая процедура, то есть в регистрации ДТП принимал участие сотрудник ГИБДД, следует обратиться в страховую компанию виновника происшествия. Информацию о своей компании: имя, контактные данные, а также данные о своей политике преступник обязан предоставить потерпевшим по первому запросу;
- Если стороны сами оформили ДТП, существует прямой порядок возмещения ущерба: потерпевший просит уплату страховки в свою страховую компанию. После выплаты страховая компания получает право требовать возмещения убытков от страховой компании виновного, но ни виновный, ни потерпевший не участвуют в решении этих проблем.