Венская конвенция о дорожном движении — это документ, который определяет и кодифицирует правила дорожного движения на международном уровне. Эта конвенция была разработана в 1968 году в Вене. Этот международный договор, который унифицирует правила дорожного движения в разных странах, подписали более 80 государств.
Какова же структура конвенции?
Документ включает:
- Общие положения, касающиеся законодательства, различных типов транспортных средств, а также правил размещения дорожных знаков. Все это объясняется в первой главе. Он также касается обязательств договаривающихся сторон.
- Правила дорожного движения, которые отражены во второй главе. В этом разделе содержатся общие правила, касающиеся дорожных знаков и знаков, ограничения скорости и т.д.
- Условия, необходимые для доступа к международному движению автомобилей и прицепов (регистрационное удостоверение и регистрационный номер, соблюдение требований технического контроля и т.д.).
- Требования к водительским правам.
- Список требований к велосипедам, которые содержатся в пятой главе.
Помимо вышеперечисленных пунктов, существует ряд приложений, в которых перечислены варианты отказа от обязательства разрешать легковым автомобилям и прицепам участвовать в международном движении.
В нем также перечислены правила регистрации транспортных средств, отличительные знаки и идентификация автомобилей и прицепов, участвующих в международном движении. А в пятом приложении изложены основные требования к управлению и функциональности транспортного средства.
Страны участники
Конвенцию подписали более 80 стран (Российская Федерация включена в этот номер). Однако следует отметить, что не все страны, подписавшие документ, ратифицировали его. Для таких государств договор пока не имеет полной правовой защиты, то есть не имеет обязательных гарантий. Страны, поддержавшие Венскую конвенцию:
Водительское удостоверение
Конвенция содержит ряд правил о водительских правах. Сертификаты делятся на:
Требования к национальным сертификатам:
Требования к международным сертификатам указаны в седьмом приложении документа. По правилам международные ВУ должны быть:
Международные водительские права действительны только в том случае, если срок действия национальных водительских прав еще не истек.
Если национальные водительские права не имеют срока давности, водитель получает международные водительские права сроком на три года.
Отличия от Женевской конвенции
Женевская конвенция была разработана в 1949 году для создания единых правил дорожного движения в международном сообщении. Поскольку Генеральный секретарь ООН не аннулировал Женевскую конвенцию, она остается юридически обязательной. Разница между двумя соглашениями заключается в следующем:
- Список стран, подписавших эти конвенции. Женевская конвенция насчитывает большее количество стран-участниц. Это связано с тем, что он был принят странами-членами ООН. Оба документа подписали также многие государства: Россия, Грузия, Великобритания и т.д.
- Правила и характеристики этих документов. В отличие от Венской конвенции, Женевская конвенция признает национальные водительские права только в том случае, если существует международная форма водительских прав.
Если государство участвует в обоих соглашениях, оно может полагаться как на правила международного договора, так и на правила второго договора.
Использование российских прав по Венской конвенции
В 2011 году в Российской Федерации разработана и внедрена новая форма ВУ, соответствующая правилам подписанного соглашения о правилах международного дорожного движения. Владелец этого национального удостоверения личности имеет право свободно перемещаться по территории стран, подписавших это соглашение. Водительское удостоверение, полученное ранее в этом году, позволяет ему выезжать за пределы Российской Федерации в страны, участвующие в соглашении, до истечения срока действия водительских прав.
Если страна, подписавшая договор, не ратифицировала его, договор еще не имеет полной юридической силы, то есть не имеет обязательных гарантий. В таких странах от обладателя национальных водительских прав могут потребоваться международные водительские права.
Также компании по аренде автомобилей могут не разрешать водителю без международной лицензии арендовать автомобиль. Они имеют право решать, кто должен арендовать транспортное средство, без учета международного договора.
Поэтому перед поездкой в страну, подписавшую Венскую конвенцию, необходимо проверить, ратифицировала ли эта страна договор, и ознакомиться с отзывами автомобилистов, уже побывавших в этом государстве.
Приостановление действия
Если во время визита в иностранное государство, которое подписало соглашение, регулирующее правила международного движения, лицо нарушило эти правила, полиция может отозвать его водительские права и применить ряд штрафов. Меры воздействия, которые могут применить иностранные сотрудники ГИБДД к нарушителю:
- Отозвать права до истечения срока наказания или до выезда из страны.
- Предоставьте информацию о совершенном правонарушении в орган, выдавший VU. Это ограничит действие БУ на территории страны, где были нарушены правила дорожного движения.
- Ограничьте использование транспортного средства внутри страны (если у водителя есть международный VU).
Вождение с ограниченными водительскими правами можно рассматривать как вождение без специальных разрешений.
Если лицензия содержит ограничения прав, правообладатель может стать объектом внимания организации, занимающейся обеспечением безопасности дорожного движения на территории той или иной страны. Помимо лишения водительских прав, согласно действующим местным законам, гражданин может быть заключен в тюрьму или выслан из страны.
Венская конвенция является одним из основных международных документов, регулирующих и унифицирующих правила для водителей транспортных средств на международном уровне. Благодаря изменениям, внесенным в 2011 году, отечественные БУ полностью соответствуют правилам Венской конвенции. Водительские права, полученные до этого года, также действительны на территории стран, присоединившихся к конвенции, до истечения срока их действия. Однако перед посещением страны, подписавшей международное соглашение, необходимо проверить, ратифицировано ли подписанное соглашение. В случае отсутствия ратификации необходимо будет получить международные водительские права.