После того, как автомобиль попал в аварию и прошел процедуры ремонта и восстановления, его стоимость на рынке значительно снижается.
Ни для кого не секрет, что вышедшая из строя машина — это не то, что можно продать за высокую цену, а нужно значительно снизить цену, ведь продать такие машины всегда очень сложно.
Поэтому такая компенсация в виде доплаты к страховым выплатам всегда может помочь автомобилисту. Однако, чтобы его правильно оформить, нужно знать некоторые правила и то, как протекает сам процесс.
- Что это такое
- Что говорится в законодательстве
- В каких случаях выплачивается
- Как рассчитать УТС по ОСАГО
- Расчеты путем метода Хальбгевакса
- Вычисления по методу РД (Руководящего Документа)
- Пример расчета
- Как получить
- Заявление
- Документы
- Порядок взыскания
- Кто оплачивает
- Неустойка
- При ремонте на СТО
- Примеры из судебной практики
- Видео: 23 Утрата товарной стоимости
Что это такое
Понятие потери рыночной стоимости транспортного средства включает в себя определенную стоимость, обычный цифровой индикатор, который отражает снижение рыночной стоимости автомобиля из-за его ремонта после аварии.
именно такое определение этого параметра дано Постановлением Пленума Высшего судебного учреждения России от 25 декабря 2006 г. 20 от 27 июня 2013 г., п. 41 главы «Страховое возмещение».
Проще говоря, TCB — это разница между стоимостью автомобиля, отражающей время до аварии, и стоимостью автомобиля после его восстановления из-за аварии.
Полученная стоимость должна быть добавлена к страховой выплате ОСАГО (или КАСКО) в качестве надбавки в качестве компенсации за ущерб, причиненный внешнему транспортному средству и его эксплуатационным функциям.
Но большинство страхователей (клиентов автомобилей) даже не знают об этом. Почему страховщику должна быть выплачена такая надбавка?
Очень просто, потому что это реальная стоимость повреждений автомобиля, попавшего в аварию. Однако некоторые страховые компании продолжают скрывать эту важную деталь от своих клиентов, даже если это незаконно.
Однако, помимо взыскания сниженной стоимости автомобиля со страховой компании, закон также позволяет взыскать ее с виновной в аварии.
Что говорится в законодательстве
Еще до начала 2015 года УТС не считалось реальным вредом и не обращало на него особого внимания. Сейчас, с 29.01.15
Постановлением Пленума Вооруженных Сил Российской Федерации от 25 декабря 2010 г. 2 пункта 1 статьи 29 этот параметр договоров страховых компаний со своими клиентами определяется как реальный ущерб и поэтому всегда должен добавляться к страховой выплате.
Точнее, это следует учитывать при определении реальной величины стоимости ущерба авто после ДТП. Именно на этом основании страховые компании теперь обязаны выплачивать соответствующую сумму TCB водителям, пострадавшим в ДТП.
В случае несоблюдения данной инструкции на ТКС ОСАГО составляется жалоба на имя руководителя страховой компании и в случае ее неудовлетворения вполне вероятно, что страховщик может быть оштрафован или даже лишен лицензии.
В каких случаях выплачивается
Низкая рыночная стоимость автомобиля, попавшего в дорожно-транспортное происшествие, может быть оплачена только в том случае, если поврежденные и сломанные детали значительно портят его внешний вид и затрудняют использование четырехколесного транспорта.
Перед расчетом этого показателя также необходимо учитывать некоторые правила, а именно:
- При расчете УТС для автомобиля отечественного производства износ не должен превышать 40%. При этом возраст автомобиля должен составлять 3 года, а пробег не должен превышать 50 000 км.
- При расчете УТС на иномарку износ также должен быть не более 40%, но по возрасту такими автомобилями можно считать не старше 5 лет с пробегом не более 100000 км.
- Автомобиль за всю свою историю не должен попадать в аварию ни разу, только тогда будет учитываться УТС.
- Внутренние автобусы и грузовой транспорт возрастом более 1 года.
- Иностранные бренды, у которых истек гарантийный срок.
- Иностранные автобусы старше 5 лет.
Не все страховые службы обращают внимание на пробег, но, тем не менее, этот параметр следует учитывать еще до того, как потребовать оплату за потерю стоимости товара оборудования.
необходимо помнить об условиях договора страхования, если в этом документе есть пункт о том, что страховщик имеет право отказать в выплате клиенту УТС, то никакой суд не встанет на сторону застрахованного — клиента страховой компании агентство.
Потому что условия соглашения, заключенного между сторонами, изначально являются первичным основанием, на которое будет опираться суд при рассмотрении дела.
Кроме того, необходимо отметить случаи, в которых необходимо применить расчет потери рыночной стоимости автомобиля, чтобы привести его в доаварийное состояние 100%, что невозможно. TCB используется в следующих случаях, когда это необходимо:
Заодно смотрят, как машина движется, трогается, маневрирует, какие ремонтные работы необходимы на внутренних частях машины, которые отвечают за ее непосредственную работу.
Если необходимо установить всего несколько мелких элементов, TCB не учитывается. Это могут быть молдинги, корпус зеркала, дверные ручки, обшивка, часть обшивки и т.д.
Как рассчитать УТС по ОСАГО
При расчетах страховой компанией размер потери презентации может составлять до 20% от наиболее реального ущерба, первоначально оцененного экспертом при наступлении страхового случая.
Чтобы не сомневаться в правильности расчетов страховой компании и перепроверить их правильность, можно провести независимую экспертную оценку потери стоимости товара.
Первоначально страховщик не примет ваши данные, как это определено в части «б» ст. 1 закона 23.06.16, п. 214-ФЗ, вступивший в силу 4 июля 2020 г.
Но с другой стороны, водители смогут воспользоваться протоколами такой экспертизы в суде или приложить их к иску, если они не согласны с действиями страховой организации.
Для расчетов, как правило, используются два классических метода:
- По методике, предложенной Минюстом России.
- По методу Halbgewax.
Все эти методы и методы применимы только к одному случаю ремонта автомобиля, поэтому все расчеты будут производиться только для одной аварии.
Расчеты по методике Минюста РФ
Первый вариант всегда используется для автомобилей не старше 5 лет и с износом не более 35-40%. В этом случае используется следующая формула:
В этом случае расчет УТС будет напрямую зависеть от следующих правил:
- Сумма всех факторов должна быть уменьшена на 20% при замене конструкций и установке сваркой.
- Суммы, выделенные страховой компанией на ремонт, не могут превышать стоимости новых частей, подлежащих замене.
- Если выяснится, что регулировка кузова была произведена до аварии, коэффициент Ki следует уменьшить вдвое.
- Полная или частичная покраска автомобиля всегда снижает его стоимость, но необходимо учитывать возраст автомобиля — не более 5 лет для иномарок и 3 года для отечественных.
Когда возникает необходимость нанести лакокрасочные покрытия на некоторые элементы ремонтируемого автомобиля, используется следующая формула:
При обнаружении таких дефектов на частях кузова, образовавшихся до начала аварии, которые необходимо строго отремонтировать окраской, параметр Кокр (1) следует установить на значение ниже 0,35.
Тогда результат расчета будет меняться в зависимости от количества таких учтенных дефектов (n).
И уже не нужно будет подсчитывать сумму, а разницу: нужно будет вычесть вторичный результат из первичного результата, который был рассчитан с уменьшенным показателем:
Кокр — Кокр * н пов. / нет.
Расчеты путем метода Хальбгевакса
Сразу необходимо отметить важные правила этих расчетов, которые состоят из следующих пунктов:
- Распространяется на иномарки в возрасте до 5 лет с пробегом спидометра не более 100 000 км на дату аварии.
- Это касается автомобилей отечественного производства до 3-х лет и с показателями на спидометре не более 50 000 км на день аварии.
- Для проведения расчетов необходимо собрать следующие исходные данные:
- цена автомобиля на момент выпуска с завода — CN;
- цена автомобиля согласно рыночному спросу непосредственно перед самой аварией — CR;
- год заводского изготовления авто;
- сумма денег (средств), которая понадобится для восстановления машины — СО;
- сколько стоят услуги ремонта — СР;
- Какие цены на запчасти, запчасти, материалы — CM.
После этих расчетов они всегда найдут еще два вспомогательных средства — A и B, которые помогут привести саму формулу в более рабочий вид.
Здесь также необходимо учитывать несколько ключевых факторов:
Вычисления по методу РД (Руководящего Документа)
Самая сложная процедура расчета — это использование метода RD или Руководства.
Из-за сложности формулы и множества нюансов, обычно такие расчеты производятся исключительно специалистами и только с помощью вычислительных программ.
В основном метод используется для определения сырьевой убыли иномарок премиум-класса или очень дорогих автомобилей иностранного производства.
Если вы попытаетесь произвести расчет самостоятельно, используя этот метод, ни одна страховая компания не примет его отчет, и для вас последствия таких расчетов будут только справочными. Приведем для примера саму формулу в ее упрощенном варианте.
по той причине, что потеря рыночной стоимости автомобиля после ДТП приравнивается к реальному ущербу, его размер не оплачивается отдельно от максимального страхового лимита, установленного для ОСАГО, а включается в него.
Это означает, что если максимальный ущерб на сегодня установлен в размере 400 000 рублей, то УТС тоже будет учтено в этой сумме, а не добавлено к ней.
Если какие-то суммы превышают те, которые страховщик должен выплатить в соответствии с договорными и законодательными обязательствами, виновник аварии обязан их покрыть.
Пример расчета
Хотя старые автомобили не учитываются при расчетах TCB, мы предоставим пример расчета для случая, когда автомобиль попал в аварию в 2010 году.
Пример методики расчета Минюста:
- В ремонт отправлена отечественная машина: ВАЗ 21047 серийно 2007 года выпуска с пробегом 50 000 км, инжекторный двигатель, есть сигнализация.
- Ремонт капота.
- Основная цена автомобиля на 2007 год — 208 000 рублей (цена аналога).
- Цена автомобиля за несколько дней до аварии определялась с учетом износа за все годы эксплуатации — 21,7%:
(0,35% (износ на 1000 км пройденного пути) x 50 + 1,2% (показатель старения) x 3,5 (годы использования автомобиля до оценки) = 21,7%).
- На момент определения стоимости такие автомобили уже были сняты с производства (2010, октябрь), поэтому цена была рассчитана — не 208000, а 199 680 руб.:
(0,96 x 208 000, где 0,96 — коэффициент для снятых с производства автомобилей).
- Цена автомобиля после продажи до аварии будет примерно — 179 712 руб.:
(0,90 х 199 680 руб., Где 0,90 — коэффициент снижения стоимости автомобиля старше 5 лет).
- Цена автомобиля с учетом износа — 140 714,50 руб.:
(179 712 — (179 712 х 21,7% / 100%) = 140 714,50 руб.).
- Для определения средней стоимости автомобиля по рыночным предложениям используются специальные таблицы, в которых выбрано 5 вариантов цен на данный тип автомобиля: 120 750 руб., 127 200 руб., 132 500 руб., 130 000 руб., 125 730 руб. Нашел среднее значение — 127 236 руб.:
((120 750 руб. + 127 200 руб. + 132 500 руб. + 130000 руб. + 12 730 руб.) / 5 = 127 236 руб.)
- Если учесть 95% торга, можно определить окончательный вариант ожидаемой цены автомобиля до ДТП: 120 874,20 руб.
- Используемый коэффициент составлял 0,40.
- Найдите TCB:
120 874,20 * (0,40 + 0,40 + 0,40) / 100 = 1450,50 руб.
Для несложного ремонта иномарок коэффициент Ki используется в значении 0,30, а для сложных ремонтных работ — 0,70.
При переносе этих показателей на отечественные и даже устаревшие автомобили даже на 2010 год, для комплексного ремонта можно использовать показатель — 0,40.
Как получить
Процессы получения УТС все еще находятся в стадии разработки и улучшения. Но это не означает, что получить покрытие этих убытков от страховщика нереально.
Для этого они просто пишут заявление, отправляют необходимые документы и соблюдают определенный порядок взыскания сумм УТС со страховщика.
Только в первую очередь необходимо обратить внимание на условия договора страхования: есть пункт об освобождении страховщика от обязанности возместить сумму ущерба за счет уменьшения стоимости груза поврежденного автомобиля в аварии.
Потому что такое содержание пункта об обязательствах страховщика хоть и несущественно по законам, но все же эту проблему придется решать в судебном порядке.
Заявление
Требование-обязательство по выплате страховщиком сумм утраченной стоимости автомобиля, восстановленного после ДТП, необходимо оформить и подать на регистрацию в офисе страховой компании в 2-х экземплярах.
Один экземпляр, заверенный входящим способом, поступает руководству компании, а второй выдается заявителю.
Декларация, как правило, оформляется в претензии, поскольку процедура возмещения УКБ еще находится в разработке, а это значит, что не все страховые организации сразу же поспешат выполнять такие запросы.
Документ должен содержать следующие основные моменты:
- Заголовок объявления включает:
- название суда;
- данные страховой компании как Ответчика;
- данные клиента страховой компании как Истца;
- данные третьего лица — виновника ДТП;
- стоимость кредита и размер госпошлины.
- Описание ДТП и характера повреждений автомобилей.
- Укажите, что истец является клиентом страховой компании, что подтверждается действующим полисом ОСАГО.
- Копия факта обращения в страховую компанию для оплаты.
- Банкротство страховой компании.
- Законодательная причина — предусмотрены статьи закона, подтверждающие право страхователя получать суммы УТС от страховщика.
- Факт обращения страхователя к независимой экспертизе и приложение к отчетным документам, где указана сумма УТС.
- Стоимость претензии — это неоплаченная сумма УТС.
- Далее следует сам запрос, который лучше всего изложить по пунктам. В графе — «ПОЖАЛУЙСТА, взыскать с обвиняемого»:
- суммы УТС;
- размер судебных издержек;
- государственная пошлина, уплаченная истцом.
- После этого в обязательном порядке перечисляются все документы, которые служат приложением к заявлению.
- Акт заканчивается подписью актера и датой написания.
Документы
К документам, поставляемым с заявлением о претензии, относятся следующие документы:
Порядок взыскания
Чтобы быть уверенным в том, что вам будут полностью возмещены убытки, и больше не задумываться о том, как вернуть УТС по ОСАГО, вам просто нужно изучить руководство по внесению этого параметра оплаты.
Процедура взыскания со страховой компании УТС включает следующие этапы:
- Подайте заявление в страховую компанию с требованием возмещения убытков.
- Дождитесь письменного подтверждения и дополнительного денежного перевода. Напомним, суммы УТС отдельно не начисляются, так как они превышают общую максимальную сумму страховки от повреждений (400 000 руб.).
- Проведите независимый анализ вероятности восстановления утраченной стоимости машины.
- Покажите независимым оценщикам сломанный автомобиль или отправьте им документы, подтверждающие поломки, их детали, сметную стоимость или расчет ремонтных работ, чтобы они могли рассчитать УТС.
- Напишите претензионное заявление с просьбой о выплате суммы стоимости утраченного товара машины, которая образовалась после ее ремонта.
- Если страховая компания пришлет отказ с вескими доводами, нужно написать претензию на имя руководителя страховой организации.
- После отказа и по жалобе вы уже можете подать жалобу в суд.
- Решение суда обычно определяет размер выплаты УТС по страховому случаю.
Получается, что страховая компания не примет результаты независимых оценщиков для расчета страховки — это определено законом, изменение внесено в середине 2020 года.
Так зачем нам независимая экспертиза? Все очень просто — пригодится для дальнейших расчетов TCB.
Не забудьте записать свои реквизиты, куда следует переводить суммы УКБ, банковские счета. Эти данные прилагаются везде, как в заявлении, так и в жалобе, и в иске.
Кто оплачивает
Потеря стоимости товара должна быть оплачена лицом, которое является ответчиком в претензионной декларации. Это может быть как страховая компания, так и виновник ДТП.
В случае, если страховая сумма уже достигла 400 000 рублей (по закону страховщик не может платить больше), оставшаяся сумма УТС будет возмещена виновным из собственных средств.
Если дело не дошло до суда, страховая компания сама обязуется возместить эти суммы, которые представляют собой компенсацию убытков — уменьшенную рыночную стоимость автомобиля, пострадавшего в аварии и впоследствии отремонтированного.
Неустойка
Теперь нет отдельного положения о фиксированной ставке в случае неуплаты или несвоевременной выплаты сумм УТС страховыми компаниями. Все эти дела подлежат окончательному урегулированию в общепринятом порядке.
Это означает, что санкция будет той, которая обычно применяется в качестве меры ответственности в случае отсрочки исполнения или неисполнения судебного решения.
Если сегодня суд решит, что страховщик выплачивает УТС клиенту и есть какие-либо задержки или отказы со стороны страховой компании, то страховщик будет платить 1% за каждый день просрочки от суммы ущерба, который он должен возместить.
Всего на исполнение решения суда обычно отводится 20 дней.
При ремонте на СТО
Вы также можете вернуть уменьшенную товарную стоимость автомобиля по полису КАСКО, а не только по ОСАГО.
Здесь также следует обратить внимание на содержание договора, есть приписка о том, что страховщик не несет ответственности по возмещению УТС.
также необходимо помнить, что страховая компания вряд ли согласится компенсировать такой ущерб на добровольной основе, поэтому вам нужно будет обратиться в суд, используя тот же алгоритм действий, который использовался при обращении в суд по обязательному страхованию автогражданской ответственности.
В большинстве случаев суд принимает положительные решения для клиента только тогда, когда в договоре отсутствует отказ страховой компании в оплате УКБ по КАСКО.
В остальном правила расчета TCB практически такие же, как и для случаев расчета этого параметра по политике ОСАГО.
Для удобства изучения вы можете собрать все параметры в единую таблицу, чтобы упростить определение разницы между TCB для CASCO или TCB для ОСАГО.
в глаза сразу бросается размер одежды: для ОСАГО — не более 40%, а для КАСКО — не более 35%.
Примеры из судебной практики
На практике примерно в 90% случаев страховая компания выигрывает дело только в судебном порядке о возмещении сниженной рыночной стоимости автомобиля.
Некоторые запросы удовлетворяются в пользу требования страховщика об оплате УТС, другие — нет. По большей части, такие потери права выкупа являются успешными для клиентов страховых компаний.
А отрицательные результаты могут быть связаны с неправильно заполненными документами, нецелевым использованием суммы и другими факторами, которые суд считает неправомочными со стороны заявителя.
В этих случаях, конечно, дело выигрывают страховые компании, а не их клиенты.
Для наглядности приведем два примера из судебной практики, показывающие динамику и ход развития решения этих вопросов:
- Отрицательное решение суда истцу. Летом 2020 года в результате ДТП был поврежден принадлежащий ООО «Вологдапомсол» автомобиль Toyota Corolla. Северо-Западный федеральный арбитражный суд постановил отклонить иск истца в отношении УКБ по данному делу. Страховая организация ОАО «Железнодорожная страховая компания» смогла доказать, что большая часть повреждений была нанесена автомобилю еще до аварии. Судья принял только требование о выплате суммы на ремонт тех повреждений, которые возникли в результате несчастного случая.
- Решение суда устраивает истца. В конце 2015 года (ноябрь) в Свердловской области арбитражный суд принял решение удовлетворить ходатайство о взыскании страховки и УТС по страховому случаю ОСАГО (дело № 60-6977 / 2015). В постановлении установлено, что УТС также признается реальным ущербом, подлежащим возмещению страховой компанией.
Оказывается, сегодня автовладельцы не уверены, можно ли возместить потерю рыночной стоимости автомобиля через страховую компанию. Но это не значит, что не стоит пытаться.
Известны случаи, когда суды исполняют запросы, мотивируя свои решения постановлением о создании Верховного Суда РФ в 2013 году.
нужно только, чтобы машина соответствовала всем параметрам, установленным на сегодня по правилам расчета УТС.
Если вы не хотите следовать инструкциям или ваша машина достаточно старая, вы можете подать в суд на виновного в аварии.
Следовательно, существует вероятность того, что суд решит, что виновник аварии должен будет возместить сумму сниженной рыночной стоимости автомобиля потерпевшего.