Тахограф — это специальное устройство, устанавливаемое на автомобиле и измеряющее определенные характеристики (скорость, расстояние, чередование движения и остановок). Основная задача устройства — отслеживать время работы и отдыха водителей. Как работает тахограф, на каких автомобилях его нужно устанавливать, а на каких нет, мы расскажем в этой статье.
- Устройство и принцип работы
- Виды
- Что такое СКЗИ?
- Какие тахографы можно ставить в России?
- На какие авто нужно ставить?
- В каких случаях установка не требуется?
- Проверка тахографа
- Особенности использования цифровых тахографов
- Доступ к данным
- Карта идентификации
- Стоимость прибора и его установки
- Штрафы за отсутствие тахографа
- Плюсы и минусы
Устройство и принцип работы
Тахограф состоит из двух основных частей: датчика и устройства, обрабатывающего сигналы от него. Датчик подключен к трансмиссии автомобиля. Во время движения он считывает вибрации и передает их на основное устройство. Там информация обрабатывается и записывается на специальный носитель.
Есть аналоговые и цифровые тахографы.
Установка аналогового устройства в России запрещена с 2016 года.
Виды
Тахографы делятся на несколько типов:
Что такое СКЗИ?
CIPF — это, по сути, не тахограф, а дополнительный модуль, которым он оборудован. Он предназначен для шифрования информации, собираемой тахографом. CIPF — это небольшая коробочка с печатной схемой внутри. В большинстве случаев невозможно установить его отдельно на тахограф, и вам необходимо приобрести устройство с уже установленным инструментом шифрования. Одна из разновидностей КЗИФ — НКМ.
Все данные, полученные с тахографа, записываются в CIPF. Они хранятся там в зашифрованном виде.
Это было сделано для того, чтобы исключить изменение показаний прибора.
Какие тахографы можно ставить в России?
Сегодня в Российской Федерации разрешена установка только цифровых тахографов, которые, помимо прочего, имеют:
Кроме того, устройство также должно быть сертифицировано и опломбировано.
На какие авто нужно ставить?
Тахограф, согласно российскому законодательству, устанавливается на:
В каких случаях установка не требуется?
Несмотря на то, что, как правило, измерительные приборы устанавливаются на грузовые автомобили и автобусы, в некоторых случаях этого не требуется.
Вот список транспортных средств, где в этом нет необходимости:
Кроме того, нет необходимости ставить измерительные приборы на автомобили.
Также тахограф не может быть установлен на некоторых типах автомобилей специального назначения. Это, например, машины скорой помощи, краны, катафалки. Нет необходимости ставить его на эвакуаторы, а также другие специализированные грузовики с аппарелью.
Проверка тахографа
Установленный в автомобиле тахограф проверяется каждые два года. Этим занимается дорожная полиция. Проверка проводится:
Особенности использования цифровых тахографов
Как мы уже говорили, тахографы бывают аналоговыми и цифровыми. Первые считывают аналоговый сигнал с датчика и записывают его на специальную бумажную перфокарту. Это длится всего один день. У секундомеров есть цифровой датчик пульса, и вся информация также обрабатывается в цифровом формате. Он записывается на диск, расположенный внутри устройства. Его объема не хватает на сутки, как в случае с аналоговым устройством, а на гораздо более длительный период.
Кроме того, цифровой тахограф способен собирать данные о нарушениях правил дорожного движения, данные геолокации, информацию о доступе к системе устройства и попытках взлома.
Доступ к данным
Карты доступа используются в российских тахографах СКЗИ. У них есть водитель, владелец машины, ГИБДД и даже мастерская, которая установила устройство. Информация, хранящаяся в памяти устройства, должна загружаться каждые 28 дней. Для доступа к нему вам понадобятся две карты: автовладелец и мастерская. Если они не аутентифицированы, выгрузить данные будет невозможно. Кроме того, инспектор ГИБДД может получать информацию с устройства по специальной карточке.
Карта идентификации
У каждого водителя, который работает на автомобиле с тахографом, есть специальная карта. Содержит фотографию водителя, основную информацию о нем и его подпись. Дополнительно карта содержит цифровой чип. Использование этой карты обязательно. Перед полетом его необходимо вставить в тахограф и в конечном итоге удалить. Хранит некоторую информацию, собранную тахографом. Карта действительна три года.
По истечении срока его необходимо заменить.
Стоимость прибора и его установки
Тахограф — устройство недешевое. В среднем на российском рынке он стоит около 30 000 рублей. Дополнительно придется заплатить за ряд других услуг:
В сумме это будет стоить 40-50 тысяч рублей. Также устройство нужно будет периодически калибровать, что также является дорогостоящей процедурой.
Штрафы за отсутствие тахографа
Если в автомобиле нет тахографа, это считается административным правонарушением. Наказаны как водитель, улетевший на счетный рейс, так и должностные лица организации, в которой он работает. Для водителя размер штрафа составит от 1000 до 3000 рублей, за его обслуживание — от 5000 до 10 000 рублей. Также вам придется заплатить за оборудование, которое вовремя не проверили. Размер наказания составляет от 1000 до 3000 рублей.
Плюсы и минусы
Главный недостаток устройства — высокая стоимость.
Однако преимущества частично совпадают.
Для бизнеса это возможность:
Тахограф позволяет водителю работать в строгом соответствии с графиком и избегать злоупотреблений со стороны властей.